14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
Система исправления ошибок
|
Алексей Вадимович Бартошевич [р. 4.12.1939, Москва] — русский театровед, шекспировед. Родился в театральной семье, тесно связанной с МХАТом, А. В. Бартошевич — внук В. И. Качалова и сын Вадима Васильевича Шверубовича, основателя постановочного факультета Школы-студии МХАТ. В 1961 г. он окончил театроведческий факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне РИТИ), в 1964 г. — аспирантуру при том же институте. Развивает традиции своих учителей — Г. Н. Бояджиева, А. А. Аникста. Заведующий кафедрой истории зарубежного театра РИТИ, заведующий отделом современного западного искусства Государственного института искусствознания. Преподает в РИТИ курс истории зарубежного театра, в котором большое место занимает Шекспир и связанные с его творчеством аспекты истории театра. Доктор искусствоведения (1985), профессор (1986), заслуженный деятель науки (1996). Лауреат премии К. С. Станиславского. Лауреат театральной премии «Чайка» (2004) в номинации «Патриарх». В 1987–1991 гг. был секретарем Союза театральных деятелей СССР. Став одним из наиболее ярких шекспироведов России, получив в этом качестве международное признание, А. В. Бартошевич многие годы был председателем Шекспировской комиссии при Научном совете «История мировой культуры» РАН (1989–2020). С 1996 г. является членом исполкома Международной шекспировской ассоциации. В 2020 г. стал председателем комиссии по премиям Москвы в области литературы и искусства.
Углубленное исследование творчества Шекспира было начато А. В. Бартошевичем в его кандидатской диссертации («Народно-гуманистические основы комедии Шекспира. (Вопросы поэтики)», ГИТИС, 1965), продолжено в докторской диссертации («Сценическая история драматургии Шекспира в Англии конца XIX — середины XX века. Основные этапы и тенденции», ВНИИ искусствознания, 1985). В монографии, опубликованной в связи с защитой, рассматривались такие вопросы, как стиль шекспировского спектакля в викторианском театре; эстетическое движение и викторианский театр; опыты Эдварда Годвина; жизнь Фрэнка Бенсона; «Пиршество для глаз» и Уильям Поул; шекспировский цикл Гренвилл Баркера; Шекспир в духе джаза; шекспировский театр 30-х годов: поиски стиля, «Политическое десятилетие» и Шекспир (перечислены разделы монографии «Шекспир на английской сцене, конец XIX — первая половина XX в.: Жизнь традиций и борьба идей»). Исключительная наполненность мыслями и фактами, многие из которых не были осмысленны до того, как ученый включил их в научный оборот, делают работы А. В. Бартошевича эталонными для отечественного шекспироведения. Он убедительно показал, что литературоведческого исследования Шекспира недостаточно, для более точных выводов необходимо привлечь арсенал театроведческого исследования. Это положение не только получило научное обоснование, но и обрело просветительскую форму в циклах телепередач, которые А. В. Бартошевич ведет на телевидении (преимущественно на канале «Культура», в том числе такие, как «Шекспир. XX век», «Человек из Стратфорда», «Питер Брук», «Режиссеры современного Запада» и др.). Работы А. В. Бартошевича, 1. Бартошевич А. В. Комедия Шекспира и карнавальная традиция // Театр. 1964. № 12. С. 57–62. 2. Бартошевич А. В. Мир шекспировских комедий // Науч. докл. высш. школы. Филол. науки. 1964. № 1. С. 70–82. 3. Бартошевич А. В. Народно-гуманистические основы комедии Шекспира. (Вопросы поэтики): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1965. 20 с. 4. Бартошевич А. В. Комедия предшественников Шекспира // Шекспировский сборник. 1967 / Под ред. А. Аникста. М.: ВТО, 1968. [1969]. 5. Бартошевич А. В. «Конец — делу венец» // Сов. культура. 1967. 21 дек. 6. [Постановка Д. Бартона. Гастроли Королевского Шекспировского театра в Москве]. 7. Бартошевич А. В. Шекспир // История зарубежного театра: В 3 ч. Ч. 1: Театр Западной Европы / Под общ. ред. Г. Н. Бояджиева. М.: Просвещение, 1971. С. 192–210. 8. Бартошевич А. В. Канадский Шекспир // Сов. культура. 1973. 2 марта. [ «Укрощение строптивой» и «Король Лир» в канадском Стратфордском театре. Гастроли в Москве]. 9. Бартошевич А. В. «Ричард III». Манфреда Векверта // Театр. 1973. № 6. С. 134–138. [Немецкий театр. Берлин]. 10. Бартошевич А. В. Инки и иллирийцы на сцене театра «Проспект» // Сов. культура. 1974. 14 мая. [«Двенадцатая ночь» в английском театре «Проспект». Гастроли в Москве]. 11. Бартошевич А. Римская трагедия Шекспира // Театр. 1974. № 5. С. 8–12. [«Юлий Цезарь» в Театре им. Руставели. (Тбилиси, 1973 г.). Постановка М. Туманишвили]. 12. Бартошевич А. В. Стратфордские «римляне» // Театр. 1974. № 6. С. 132–134. [ «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тит Андроник», «Юлий Цезарь» в Королевском Шекспировском театре (Стратфорд) в постановке Т. Нанна]. 13. Бартошевич А. В. «Макбет» в Минске // Сов. культура. 1974. 17 дек. [Спектакль минского Рус. драм, театра, постановка Б. Луценко]. 14. Бартошевич А. В. Комическое у Шекспира: Лекция по курсу «Шекспир» для студентов театровед. фак. театр, вуза. М.: ГИТИС им. А. В. Луначарского, 1975. 49 с. 15. Бартошевич А. В. Перикл с Трафальгарской площади // Театр. 1975. № 6. С. 126–127. [«Перикл» в постановке труппы «Проспект компани» (Англия). Реж. Т. Робертсон]. 16. Фестиваль Театра Наций // Театр. 1976. № 1. С. 120–134. [Впечатления А. В. Бартошевича от спектакля Стокгольмского театра «Двенадцатая ночь» в постановке И. Бергмана — с. 127]. 17. Бартошевич А. В. Диалоги с Шекспиром // Театр. 1976. № 6. С. 53–61. [«Ричард III» в Украинском драм. театре им. М. Заньковецкой (Львов). Реж. С. Данченко. В роли Ричарда — Ф. Стригун; «Ричард III» в Театре им. В. Кингисеппа (Таллин). Пост. Вольдемара Пансо. В главной роли Э. Коппель; «Макбет» в Русском драм. театре (Минск). Пост. Б. Луценко. В роли Макбета Р. Янковский]. 18. Бартошевич А. В. Великое ремесло Шекспира // Театр. 1976. № 12. С. 114–115. [Рец. на кн.: Аникст А. Шекспир / Ремесло драматурга. М., 1973]. 19. Бартошевич А. В. Фестиваль в Варшаве (Спектакли и проблемы) // Вопросы театра: Сб. статей. М., 1977. С. 340–373. 20. Бартошевич А. В. «Политическое десятилетие» в Англии и Шекспир // Театр. 1978. № 8. С. 119–126. 21. Бартошевич А. В. Праздничность трагедии // Сов. культура. 1978. 27 окт. [«Кориолан» в Армянском академическом театре им. Г. Сундукяна. Пост. Р. Капланяна; Худож. Е. Софронов. Кориолан — X. Абрамян. К гастролям в Москве]. 22. Бартошевич А. В. Лир Михаила Царева // Сов культура. 1979. 16 нояб. С. 5. 23. У. Шекспир. Вопросы сценической интерпретации / Сост. Ю. Фридштейн; предисл. А. Бартошевича // Театр: Науч. реф. сб. Вып. 1. М., 1980. 24. Бартошевич А. В. Королевский Шекспировский показывает // Театр. 1980. № 1. С. 112–118. [«Генрих VI» и «Кориолан» в пост. Т. Хэндза (в главных ролях — Алан Хауард); «Буря» — композиция экспериментальной студии П. Симонса и пост. К. Уильямса в Королевском Шекспировском театре]. 25. Бартошевич А. В. Комедия властолюбия // Сов. Россия. 1980. 5 ноября. [Спектакль Театра им. Ш. Руставели «Ричард III». Пост. Р. Стуруа. Худож. М. Швелидзе. Музыка Г. Канчели. В главной роли — Р. Чхиквадзе]. 26. Бартошевич А. В. Мирозданью современный: О книге Л. Е. Пинского «Шекспир Основные начала драматургии» // Театральная правда: Сб. статей. Тбилиси, 1981. С. 410–417. 27. Бояджиев Г. Н., Бартошевич А. В. Английский театр // История зарубежного театра: В 4 ч. Ч. 1: Театр Западной Европы от Античности до Просвещения / Под ред. Г. Н. Бояджиева и А. Г. Образцовой / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 161–201 (в том числе глава А. В. Бартошевича «Шекспир» — С. 178–198). 28. Бартошевич А. В. Шекспир в английском театре в период между двумя войнами // Шекспировские чтения 1978 / Под ред. А. Аникста. М.: Наука, 1981. 29. Бартошевич А. В. «Пиршество для глаз» и Уильям Поул // Театр. 1981. № 7. С. 120–129. [В очерке об английском режиссере (1852–1943) — о его шекспировских постановках]. 30. Бартошевич А. В. Шекспир в Армении // Сов. культура. 1981. 25 дек. С. 5. [К итогам фестиваля шекспировских спектаклей в Ереване]. 31. Бартошевич А. В. Жизнь сэра Фрэнка Бенсона [1858–1939] // Театр. 1982. № 10. С. 136–143. [О шекспировских ролях английского актера руководителя труппы ежегодно в течение 30 лет выступавшей в Стратфордском Мемориальном театре (1886–1916)]. 32. Бартошевич А. В. Шекспир, Англия, 1981 // Театр. 1982. № 4. С. 132–138. [Спектакли Королевского Шекспировского театра «Троил и Kpecсида» (пост. Терри Хэндза), «Сон в летнюю ночь» и «Венецианский купец» (пост. Джона Бартона), авангардистское решение комедии «Сон в петнюю ночь» труппой Линдсея Кэмпа]. 33. Бартошевич А. В. На празднестве Шекспира // Театр. 1982. № 6. С. 40–49. [Шекспировский театральный фестиваль в Ереване. Обзор спектаклей]. 34. Бартошевич А. В. Король Лир // Михаил Царев Жизнь и творчество / Отв. ред. П. А. Марков. М.: ВТО, 1983. С. 539–548. 35. Бартошевич А. В. Мирообъемлющий гений. К 420-летию со дня рождения В. Шекспира // Сов культура. 1984. 21 апр. № 48. С. 5. 36. Бартошевич А. В. Сценическая история драматургии Шекспира в Англии конца XIX — середины XX века. Основные этапы и тенденции : Автореф. дис. … доктора искусствоведения. М., 1985. 50 с. 37. Бартошевич А. В. Шекспир на английской сцене, конец XIX — первая половина XX в.: Жизнь традиций и борьба идей / отв. ред. А. А. Аникст. М.: Наука, 1985. 303 с. 38. Бартошевич А. В. Поэзия и правда // Сов. культура. 1986. 5 июня. № 61. С. 5. [«Буря» в Белорусском акад. театре им. Я. Купалы, Минск. Реж. В. Раевский. Худож. Б. Герлован. В роли Просперо — А. Милованов]. 39. Бартошевич А. В. Поэтика раннего Шекспира: Лекция по курсу «История зарубеж. театра» для студентов театр, вузов — М: ГИТИС, 1987. 55 с. 40. Бартошевич А. В. Сценическая судьба трагедий Шекспира (70–80-е годы). На материале театра национальных республик // Классика и современность. Проблемы советской режиссуры 60–70-х годов / Отв. ред. А. М. Смелянский. М.: ВНИИ искусствознания, 1987. С. 46–89. 41. Бартошевнч А. В. Чарлз Флауэр и «Большой мир» // Шекспировские чтения 1985 / Под ред. А. А. Аникста. М.: Наука, 1987. 42. Бартошевич А. В. [Рецензия] // Искусство кино. 1987. № 1. С. 126. [Рец. на кн.: Коттрелл Дж. Лоренс Оливье. М., 1985]. 43. Бартошевич А. В. Что ему Гекуба? // Театр. 1987. № 7. С. 46–51. 44. Бартошевич А. В. Поэтика раннего Шекспира. М., 1987. 45. Бартошевич А. В. Памяти А. А. Аникста // Театр. 1989. № 5. С. 84–86. 46. Бартошевич А. В. Для кого написан «Гамлет» // Театр. 1992. № 5. С. 128–142. 47. Бартошевич, А. В. Спасительное чувство стыда // Театр. 1992. № 10. С. 56–60. 48. Бартошевич А. В. Шекспир. Англия. XX век. М. : Искусство, 1994. 413 с., [32] л. илл. 49. Бартошевич А. В. Шекспир, заново открытый // Шекспир У. Комедии и трагедии / Пер. с англ. О. Сороки. М.: Аграф, 2001. 50. Бартошевич А. В. Шекспировские спектакли XX века // Театр XX века. М., 2004. 51. Бартошевич А. В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2013. 578 с. ISBN 978-5-87334-099-6 52. Бартошевич А. В. Хроника шекспировского года // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 224–235. 53. Бартошевич А. В. Для кого написан «Гамлет»: Шекспир в театре. XIX, XX, XXI… М. : Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2014. 638 с. ISBN 978-5-91328-164-7 (Список предполагается расширить.) Фото: vpolete | «Экран и сцена» | MySLO См. также:
Историко-публицистическая программа «Власть факта». Театральные подмостки издавна, со времен античного театра были не только местом развлечений, на них зачастую вершились судьбы государств. Считается, что Шекспир был близок королеве Елизавете, Мольер — Людовику. «Женитьба Фигаро» Бомарше стала предвестием французской революции. Первое российское театральное представление состоялось во дворце царя Алексея Михайловича, и только со времен Елизаветы Петровны театры обрели свои отдельные здания. Это был диалог власти с театром. Нерон мнил себя актером, Сталин — театральным и балетным критиком, а Гитлер пытался писать либретто в духе Вагнера. В СССР Большой театр стал одним из символов нового государства. Обладает ли сегодня театр той же властью, что и прежде? Включены сюжеты: «Римский театр», «Макбет», «Театр на Таганке». Гости: профессор РАТИ Алексей Бартошевич и театральный критик, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова. Лекция А. В. Бартошевича «Страшный сон о Шекспире» 4 июня 2012 г. на сцене проекта «Платформа» прошла открытая лекция ведущего российского шекспироведа и театрального критика Алексея Вадимовича Бартошевича, посвящённая пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Алексей Бартошевич принимает поздравления с 75-летием Документальный фильм «Сладкий яд театра» (Россия, 2009)
Алексей Вадимович Бартошевич, историк театра, в проекте Share Your Shakespeare Программа «Наблюдатель». Игорь Шайтанов, Алексей Бартошевич и Игорь Яцко. Томас Манн: «Шекспир — это сама природа, наивная, морально индифферентная, вездесущая и всеутверждающая». В 2016 году во всём мире имя Уильяма Шекспира звучит особо, однако этот автор до сих пор актуален, и всегда есть повод, чтобы поговорить о нём и о его произведениях, написанных более 400 лет назад и продолжающих раскрывать нам свои тайны. Гости в студии — доктор филологических наук, критик, литературовед Игорь Шайтанов; театровед Алексей Бартошевич; актёр, режиссёр Игорь Яцко. Ведущая — Фёкла Толстая. Лекция «Шекспир — человек театра. Тогда и теперь». Лекция Алексея Бартошевича «Шекспир и современный театр» в рамках проекта «Лекция в театре» Светлый вечер с Петром Алешковским. Гость программы — Наблюдатель. Алексей Бартошевич. Эфир 04.12.2019 Алексей Бартошевич рассказывает о пьесе Шекспира «Зимняя сказка» Алексей Бартошевич: детство в Художественном театре, судьба Шекспира в России Последнее обновление: 04.12.2024. |