RUS
ENG

ШАЙТАНОВ Игорь Олегович

14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Игорь Олегович Шайтанов
Игорь Олегович Шайтанов

Шайтанов Игорь Олегович [7.08.1947, Вологда] — русский литературовед, критик.

В 1970 г. окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (по отделению английской филологии), работал в Вологодском госпединституте (1970–1977). Аспирантуру закончил в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина по кафедре зарубежной литературы (науч. рук. Н. П. Михальская, кандидатская диссертация была посвящена историческим драмам Дж. Б. Шоу, что неизбежно привело к рассмотрению традиции шекспировских исторических драм). С 1977 г. работал в том же вузе (ныне Московский педагогический государственный университет, кафедра всемирной литературы), читая курсы и спецкурсы, проводя спецсеминары со студентами и аспирантами, в которых большое место занимало изучение творчества У. Шекспира. В том же ключе строится его преподавательская работа и в РГГУ, куда он был приглашен как один из лучших лекторов страны. Неоднократно читал курсы лекций и публиковался в США, Англии, Германии, Нидерландах и др. странах. Доктор филологических наук (1989), профессор (1991). Член Союза писателей (1987). Главный редактор журнала «Вопросы литературы». Литературный секретарь Литературной премии «Русский Букер». Под его руководством защищены диссертации, в том числе посвященные творчеству У. Шекспира.

Печатается с 1973 г. Среди его основных работ: Шайтанов И. О. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая мемуарная проза). М. : Знание, 1981. 64 с.; Шайтанов И. О. В содружестве светил: Поэзия Н. Асеева. М. : Сов. писатель, 1985. 398 с.; Шайтанов И. О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII в. М. : Прометей, 1989. 259 с.; Шайтанов И. О., Афанасьева О. В. Зарубежная литература: Средние века. М. : Просвещение, 1996. 415 с.; Шайтанов И. О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. М. : Просвещение, 1997. 400 с.; Шайтанов И. О. История зарубежной литературы : Эпоха Возрождения : В 2 т. М. : Владос, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. Т. 1 — 208 с., Т. 2 — 224 с.

И. О. Шайтанов — знаток теории литературы, трудов М. М. Бахтина, Ю. Н. Тынянова и др. Но особое значение представляет его деятельность по восстановлению приоритета А. Н. Веселовского и его исторической поэтики в развитии как отечественного, так и мирового литературоведения. И. О. Шайтанов осуществил новое издание «Исторической поэтики» А. Н. Веселовского (М., 2006), восстановив замысел ученого и раскрыв его в обширной вступительной статье. Позже часть этой статьи в обновленном виде была напечатана в журнале «Знание. Понимание. Умение»: Шайтанов И. О. Историческая поэтика А. Н. Веселовского: сравнительный метод // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3. С. 170–175.

И. О. Шайтанов много и плодотворно работает как шекспировед. Получили признание подготовленные им собрания сочинений великого драматурга, другие издания его произведений, а также статьи, в которых ученый анализирует его творчество. Он выступил противником приписывания произведений Шекспира каким-либо другим авторам, убедительно возразил в этом отношении И. М. Гилилову. Весьма значимы его лекции и разделы в учебниках для высшей и средней школы, где Шекспиру отводится достойное место в мировой литературе. В настоящее время ученый работает над итоговой книгой о компаративистике и поэтике (предполагаемый срок выпуска — 2010 г.). В ней будет специальный раздел о Шекспире, который называется «Шекспировский жанр». Его объем невелик (5 п. л.), но это принципиально новые исследования о Шекспире (частично опубликованные по-английски в Англии и США, где получили высокую оценку специалистов). В предисловии к разделу И. О. Шайтанов так раскрывает его содержание: «Несколько последующих очерков о шекспировском жанре намечают его становление. Прологом не только к хроникам, но и к трагедиям (а, быть может, к шекспировскому жанру в целом) прозвучал первый из великих монологов — монолог Ричарда Глостера в “Ричарде III”. В нем видно, как вдруг возникшее понятие “время” взрывает ход течения мысли, переозвучивает поэтическую речь, задает принцип динамики. Для того чтобы его воплотить, потребуется новая драматическая техника, которую обретает Шекспир, становясь не только профессиональным драматургом, но и поэтом — в “Ромео и Джульетте”. И, наконец, одна из самых темных, странных пьес, последняя из шекспировских комедий — “Мера за меру”. Может быть, она несколько прояснится, если мы увидим ее как “жанровый эксперимент”. Именно так ее увидел и понял Пушкин».

Игорь Олегович ШайтановРаздел «Шекспировский жанр» будет включать в себя следующие материалы:

(Сведения о новой книге предоставлены автором специально для «Мира Шекспира»). Думается, что выход этой новой книги закрепит выдающееся место И. О. Шайтанова в современном шекспироведении.

 

Основные работы И. О. Шайтанова,
посвященные У. Шекспиру:
 

Составление, редактирование, комментарий

1. Сост., вступит. ст. // Шекспир У. Собр.соч. в 8 т. М. : Интербук, 1992–1995.

2. Сост., вступит. ст. // Шекспир У. Гамлет в русских переводах. М. : Интербук, 1994. 672 с.

3. Сост., вступит. ст. // У. Шекспир. Собр. соч. в 8 т. М. : Интербук, 1997.

4. Сост., предисл., коммент., справочно-методические материалы // Шекспир У. Пьесы; Сонеты. М. : Олимп, 1997. 748 с. (Книга для ученика и учителя).
 

Главы и разделы в учебниках, словарные статьи

5. Шайтанов И. О. Шекспир // Зарубежные писатели: Биоблиографический словарь в 2 ч. Ч. 2. М. : Просвещение, 1997. С. 397–408.

6. Шайтанов И. О. Уильям Шекспир // Шайтанов И. О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. М. : Просвещение, 1997. С. 345–389.

7. Шайтанов И. О. Шекспир в русских переводах // Там же. С. 390.

8. Шайтанов И. О. Русский Гамлет // Там же. С. 395–398.

9. Шайтанов И. О. Шекспир Уильям // Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература: Возрождение; Барокко; Классицизм. М. : Олимп, 1998. С. 508– 693.

10. Шайтанов И. О. «Гамлет, принц Датский» // Энциклопедия литературных произведений. М. : Вагриус, 1998. С. 100–103.

11. Шайтанов И. О. Уильям Шекспир // Всемирная литература. От зарождения словесности до Гете и Шиллера: Энциклопедия для детей. — Т. 15. — Часть первая. М. : Avanta, 2000. С. 447–463.

12. Шайтанов И. О. Уильям Шекспир // Шайтанов И. О. Зарубежная литература. Средние века и Возрождение. Учебник по зарубежной литературе для гимназий. Таллинн, 2000. С. 200–225.

13. Шайтанов И. О. Уильям Шекспир // Хрестоматия по зарубежной литературе. Средние века и Возрождение. Учебник по зарубежной литературе для гимназий. Таллинн, 2000. С. 138-171.

14. Шайтанов И. О. Уильям Шекспир // Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. Учебник для вузов. В 2 т. М. : Издательский центр ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 179–223.

15. Шайтанов И. О. Шекспир // Тютчев Ф. И.: Школьный энциклопедический словарь. М. : Просвещение, 2004. С. 349–350.

16. Шайтанов И. О. Семинар 5. Европейский петраркизм XVI века; Семинар 8. «Ромео и Джульетта»: сонетный стиль как предпосылка к эволюции жанра трагедии; Семинар 9. «Ричард III» и «Макбет»: герой-макиавеллист в ранней хронике и в «великой трагедии»; Семинар 10. «Гамлет» — «трагедия мести» или первая пьеса о человеке Нового времени? // Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. Практикум. М. : Дрофа, 2009. С. 136–164; 226–303.
 

Статьи

17. Шайтанов И. О. Формы модернизации в историческом жанре // Проблемы зарубежной литературы. М. : МГПИ, 1975. С. 235–255.

18. Шайтанов И. О. Эволюция исторических представлений в английской литературе от средневековья к Возрождению // Метод и жанр в зарубежной литературе. Вып. 4. М. : МГПИ, 1979. С. 3–21.

19. Шайтанов И. О. О Шекспире, драматурге и поэте // Шекспир У. Собр.соч.: В 8 т. М.: Интербук, 1992. Т. 1, 1992. С. 8–36.

20. Шайтанов И. О. От составителя // Шекспир У. Гамлет в русских переводах. М.: Интербук, 1994. С. 4.

21. Шайтанов И. О. Глазами жанра: проблемы англоязычной критики в свете исторической поэтики // Anglistica: Сборник статей по литературе и культуре Великобритании. Вып. I. М., 1996. С. 5–29.

22. Шайтанов И. О. Жанровое слово у Бахтина и формалистов // Вопросы литературы. 1996. № 3. С. 89–114; То же в сокр.: У. Шекспир. Пьесы; Сонеты. М. : Олимп, 1997. С. 686–693.

23. Шайтанов И. О. Герои Шекспира // Литература. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1997. № 5. Февраль. С. 5–12.

24. Shaitanov I. O. The concept of the generic word: Bakhtin and the Russian Formalists // Face to Face: Bakhtin in Russia and the West / Ed. by C. Adlam, et als. Sheffield: Academic Press, 1997. P. 233–253.

25. Шайтанов И. О. Пролог к жанру: Вступительный монолог Ричарда Глостера // Anglistica. Вып. V. М., 1997. С. 41– 51.

26. Шайтанов И. О. О Шекспире, драматурге и поэте // Шекспир У. Собр. соч.: В 8 т. М. : Интербук, 1997. Т. 1. С. 8–36.

27. Шайтанов И. О. От составителя // Там же. Т. 8. С. 4.

28. Шайтанов И. О. Истоки шекспировского жанра // Шекспир У. Пьесы; Сонеты. М. : Олимп, 1997. С. 5–24.

29. Шайтанов И. О. Комментарии [к пьесам: «Ричард III», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и сонетам] // Там же. С.549–613.

30. Шайтанов И. О. Летопись жизни и творчества Шекспира // Там же. С. 614–630.

31. Шайтанов И. О. Жанровое слово у Бахтина и формалистов (в сокр.) // Там же. С. 686–693.

32. Шайтанов И. О. У. Шекспир в искусстве // Там же. С. 715–720.

33. Шайтанов И. О. Анализ Шекспировского текста: Вступительный монолог Ричарда Глостера («Ричард III») // Там же. С. 731–741.

34. Шайтанов И. О. Угадайка, угадайка, или Игра в Шекспира // Современная драматургия. 1997. № 4. С. 251–254.

35. Шекспир в бахтинском свете: «Мера за меру» и «кризис символизации» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. № 4. С. 55–79.

36. Шайтанов И. О. «Гамлет»: Анализ трагедии // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. № 47. Декабрь. С. 9–12.

37. Шайтанов И. О. Итальянская новелла — источник шекспировских сюжетов // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 7. Февраль. С. 2–4.

38. Shaitanov I. O. The Prologue to Genre: Richard Gloucester’s Introductory Soliloquy // On Page and Stage: Shakespeare in Polish and World Culture / Ed. by Krystyna Kujawinska Courtney. Krakow, 2000. P. 127–138.

39. Шайтанов И. О. Трагический гуманизм: Шекспир // Шайтанов И. О. Западноевропейская классика: от Шекспира до Гете. М. : Изд-во МГУ, 2001. (Перечитывая классику: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). С. 5–35.

40. Шайтанов И. О. Рассуждение о методе // Anglistica. Вып. IX: Изучение творчества Шекспира. Год «Гамлета». М. : Тамбов, 2002. С. 6–12.

41. Шайтанов И. О. Обсуждаем новый перевод «Гамлета». Вводное слово // Anglistica. Вып. IX. С. 86–87.

42. Шайтанов И. О. «Гамлет» или «Горацио»? // Anglistica : сб. ст. и мат. по литературе и культуре Великобритании и России. Вып. IX. М. ; Тамбов, 2002. С. 100–105.

43. Шайтанов И. О. Две «неудачи»: «Мера за меру» и «Анджело» // Вопросы литературы. 2003. № 3. С. 123–148.

44. Шайтанов И. О. «Ромео и Джульетта» (1595). Взгляд филолога // Сергей Прокофьев. Ромео и Джульетта. М. : Гос. академический Большой театр, 2003. С. 24–29.

45. Шайтанов И. О. Вперед — к Шекспиру // Арион. 2005. № 1. С. 121–124 [Вступительное слово к новым переводам сонетов Шекспира Аркадия Штыпеля].

46. Шайтанов И. О. Две «неудачи»: «Мера за меру» и «Анджело» // Книга памяти А. М. Зверева. М. : РГГУ, 2006. С. 162–188.

47. Шайтанов И. О. История с пропущенными главами: Бахтин и Пинский в контексте советского шекспироведения // Хронотоп и окрестности : Юбилейный сборник в честь Николая Панькова / под ред. Б. В. Орехова. Уфа : Вагант, 2011. С. 362–379.

48. Шайтанов И. О. (Комментарий к переводам, или Перевод с комментарием: сонеты Шекспира // Иностранная литература. 2014. № 9. С. 264–278.

49. Shaitanov I. O.  Shakespeare in Russian Cultural Consciousness in the 20th Century // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. № 10 (43). URL: http://history.jes.su/s207987840001324-5-1 (дата обращения: дд.мм.гггг).
 

Тезисы и выступления на конференциях 

50. Shaitanov I. O. Genre as a dialogue. A generic view of two failures: William Shakespeare’s Measure for Measure and Aleksandr Pushkin’s Angelo // Dialogue and Culture. Eighth International Conference on Mikhail Bakhtin. Conference Programme and summaries of Papers. University of Calgary, Canada, June 20–25, 1997.

51. Шайтанов И. О. Речевое пространство трагедии. «Отелло» // Образование, язык, культура на рубеже XX–XXI вв.: Материалы международной научной конференции (22–25 сентября 1998 г.). Ч. III. Уфа, 1998. С. 45–46. 

Интервью

52. Как трудно быть Шекспиром [Беседа о Шекспире с профессором И. О. Шайтановым] / Записала Н. Серова // Зеркало. Вологда. 1997. 16 января. С. 15.


Лит.: Шайтанов Игорь Олегович // Кто есть кто в российском литературоведении : Биобиблиографический словарь-справочник / сост. Т. Н. Красавченко, О. В. Михайлова, Т. Г. Петрова, А. А. Ревякина; гл. ред. А. Н. Николюкин; науч. ред. А. А. Ревякина ; Российская академия наук, ИНИОН. М. : ИНИОН РАН, 2011. С. 374–376.

Фото: Вопросы литературы,
Пролог

Вл. А. Луков


Программа «Наблюдатель». Игорь Шайтанов, Алексей Бартошевич и Игорь Яцко.
Эфир от 11.05.2016 г.

Томас Манн: «Шекспир — это сама природа, наивная, морально индифферентная, вездесущая и всеутверждающая».

В 2016 году во всём мире имя Уильяма Шекспира звучит особо, однако этот автор до сих пор актуален, и всегда есть повод, чтобы поговорить о нём и о его произведениях, написанных более 400 лет назад и продолжающих раскрывать нам свои тайны.

Гости в студии — доктор филологических наук, критик, литературовед Игорь Шайтанов; театровед Алексей Бартошевич; актёр, режиссёр Игорь Яцко.

Ведущая — Фёкла Толстая.

Последнее обновление: 17.08.2017.


Назад