RUS
ENG

Программа XXIX Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2022»

РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
30 сентября 2022

Предлагаем вашему вниманию программу XXIX Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2022», которая будет проходить 3–7 октября 2022 г. в Москве и Санкт-Петербурге. Большая часть секций пройдет в онлайн-формате. Для получения ссылок на онлайн-трансляции просьба писать на адрес russhake@gmail.com.

Программа конференциискачать *.pdf

Сборник аннотаций находится в стадии подготовки.

Видеозаписи докладов планируется разместить на канале «Русский Шекспир» в YouTube.


Программа XIX Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2022»

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

Сопредседатели оргкомитета

Николай Владимирович Захаров, доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН.

Владимир Сергеевич Макаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН.

Члены оргкомитета

Алексей Вадимович Бартошевич, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания, заведующий кафедрой истории зарубежного театра Российского института театрального искусства — ГИТИС, заслуженный деятель науки РФ.

Борис Николаевич Гайдин, кандидат философских наук, заведующий лабораторией электронных научно-образовательных проектов Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН.

Инна Ивановна Лисович, доктор культурологии, кандидат филологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин факультета экономических и социальных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Владимир Анатольевич Рогатин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Дарья Алексеевна Шанцина, учёный секретарь Научного совета «История мировой культуры» РАН.


3 ОКТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

11:00

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

(платформа Zoom)

(модератор — Н. В. Захаров)

А. В. Бартошевич (ГИИ; РАТИ — ГИТИС, Москва) Гамлет Льва Додина

Н. Э. Микеладзе (МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва) Большие загадки одной средневековой миниатюры

П. Ю. Рыбина (МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва) Сети и палимпсесты: Шекспир на экране

В. А. Летин (ЯГТИ, Ярославль) Апокалипсис по-веронски или Символический универсум трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»

С. В. Панов (НИТУ «МИСиС», Москва) Шекспир, Сервантес, Декарт: моральный эксперимент, идея власти, контроль над безумием

14:00

ШЕКСПИР И ЛИТЕРАТУРА XIX–XXI ВЕКОВ

(платформа Zoom)

(модератор — И. О. Волков)

И. О. Волков (ТГУ, Томск) Образ Гамлета в драмах Э. Бульвера-Литтона и И. С. Тургенева: «Деньги» и «Где тонко, там и рвется»

О. М. Валова (ВятГУ, Киров) Шекспир как творческий ориентир Оскара Уайльда

Т. Л. Селитрина (БГПУ имени М. Акмуллы, Уфа) Шекспировские реминисценции в рассказе О. Генри «Сон в летнюю сушь»

Е. В. Лихачева (Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, Москва) Интерпретация образа У. Шекспира в серии комиксов «Песочный человек» Нила Геймана

К. Е. Крылов (ЕУСПб, Санкт-Петербург), В. В. Власьев (независимый исследователь, Санкт-Петербург) Великий Бард на Плоском мире: шекспировские образы в творчестве Терри Пратчетта

Е. Е. Крылова (независимый исследователь, Санкт-Петербург) Создатели шекспировской мультивселенной

И. М. Искендирова (независимый исследователь, Астана, Казахстан) История и шекспировский вымысел в манге и аниме «Реквием по Королю Роз» (“Baraou no Souretsu”)


4 ОКТЯБРЯ, ВТОРНИК

11:00

ШЕКСПИР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

(платформа Zoom)

(модератор — Н. В. Захаров)

Приветствие председателя Научного совета «История мировой культуры» РАН, академика М. Б. Пиотровского

Е. Э. Овчарова (независимый исследователь, Санкт-Петербург) Шекспир в лондонских театрах в 1814 году (по материалам «Ежедневных записок в Лондоне» П. П. Свиньина

Т. А. Боборыкина (СПбГУ, Санкт-Петербург) «Гамлет-христианин» — формула Достоевского

А. Л. Рычков (СФ «Вольфила», Сатка) К истории «русского Шекспира»: Евгений Аничков о Шекспире и «Шекспировском кружке Давыдовых»

Д. Н. Жаткин (ПензГТУ, Пенза) , А. А. Рябова (ПензГТУ, Пенза) Неопубликованная монография С. Н. Дурылина «”Отелло” Шекспира в Малом театре. Эпизоды из стодесятилетней истории Шекспира в Малом театре» в контексте его театроведческих исследований

Н. В. Захаров (МосГУ, Москва) «Русский Шекспир» 1920-х гг.

Н. И. Прозорова (независимый исследователь, Калуга) Густав Шпет и «советский Шекспир»

А. Н. Ушакова (МИУ, Сочи) Олеша и Шекспир

В. Ф. Шевченко (независимый исследователь, Москва, Ульяновск) «Кентерберийский рассказ» Абрама Новопольцева: ATU/СУС 763

О. Н. Виноградова (СОШ № 32 имени академика А. А. Ухтомского, Рыбинск) Шекспировские мотивы и мотив убийства Павла I в «Пиковой даме» А. С. Пушкина и «Штоссе» М. Ю. Лермонтова


6 ОКТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

10:00

ШЕКСПИР В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(Конференц-зал Московской государственной консерватории имени
П. И. Чайковского, ул. Большая Никитская, д. 11 / платформа Teams)

(модератор — Е. О. Чернова)

М. Я. Куклинская (КМТИ имени Г. П. Вишневской, Москва) Вагнер и Шекспир

Т. В. Боровикова (ДШИ № 5, Томилино) Песни Офелии в русской музыке XIX века

С. П. Никольская (ННГАСУ, Нижний Новгород) Шекспировские «соболя» и соболя «московитов»

М. А. Симакина (МосГУ; РГГУ, Москва) Елизавета Тюдор как Парис: что выбирает королева?

Н. Л. Голицына (Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск) Развитие костюмного образа Джульетты в кинематографе: от начала XX века до современных экранизаций

А. В. Летина (ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, Ярославль) Костюм Джульетты в балете С. Прокофьева на сценах XXI века

А. А. Юрьев (РГИСИ, Санкт-Петербург) Спектакль-предсказание: «Гамлет» Глеба Панфилова в Театре им. Ленинского комсомола (1986)

Я. А. Кабалевская (МГК имени П. И. Чайковского, Москва) «Любовь — над бурей поднятый маяк». Поэзия Шекспира в творчестве Таривердиева

Е. Д. Кривицкая (МГК имени П. И. Чайковского, Москва) «Быть иль не быть». Опыт интерпретации текстов Шекспира в формате музыкально-драматического концерта-спектакля

13:00–13:30

Презентация сборника
«Музыка Британии и России: параллели и перекрестки»

13:30–14:00

Кофе-брейк

14:00–15:00

КОНЦЕРТ «МУЗЫКА БРИТАНИИ И РОССИИ:
ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕКРЕСТКИ»

(Рахманиновский зал Московской государственной консерватории
имени П.  И. Чайковского, ул. Большая Никитская, д. 11)


6 ОКТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

10:00

ШЕКСПИР И ЛИТЕРАТУРА XVI–XVII ВЕКОВ
(памяти А. Н. Горбунова)

(Православный Свято-Тихоновский гуманитарный
университет, г. Москва, Лихов переулок, 6 / платформа Zoom)

(модераторы — Е. В. Халтрин-Халтурина, В. С. Макаров)

Н. С. Зелезинская (БГУ, Минск, Беларусь) Куда пропали Добрые дела? Сотериологические поиски в анонимной пьесе «Всякий человек», пьесе Бена Джонсона «Вольпоне», трактатах ars moriendi, парламентских актах и проповедях периода Реформации

Е. М. Масленникова (ТвГУ, Тверь) Дж. Тербервиль: приключения английского поэта в России

Е. В. Халтрин-Халтурина (ИМЛИ РАН, Москва) Алхимические фокусы и их разоблачение в «Королеве фей» Спенсера

Н. Э. Микеладзе (МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва) Семантика conscience в «Ричарде III»: «червь», «трус», «свидетель»

Д. А. Иванов (МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва) Жанровый синтез как основа композиции исторической хроники У. Шекспира «Ричард III»

Е. Б. Яковенко (ИЯ РАН, Москва) Love и charity в английской литературе XVI–XVII веков: от Тиндейла до Шекспира

В. С. Макаров (ПСТГУ, Москва) «Троил и Крессида»: «проблемная пьеса» в контексте

Т. Г. Чеснокова (ИМЛИ РАН, Москва) Переделки «Укрощения строптивой» в английском театре XVII–XVIII вв.: версии Дж. Лэси и Д. Гаррика

15:00

ТВОРЧЕСТВО БЕНА ДЖОНСОНА
(К 450-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

(Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет, г. Москва, Лихов переулок, 6 / платформа Zoom)

(модератор — И. И. Лисович)

В. А. Ковалев (СПбГУП, Санкт-Петербург) Нереальная политика: автор, монархия и двор в масках Джонсона 1623–1624 гг.

И. И. Лисович (РАНХиГС, Москва) Рассудительные зрители, ставки и сделки в произведениях Бена Джонсона

Е. Е. Крылова (независимый исследователь, Санкт-Петербург) Бен Джонсон и проблема саморепрезентации людей искусства в период позднего Ренессанса

А. В. Титова (РГУ имени С. А. Есенина, Рязань) Творчество Бена Джонсона в контексте литературной полемики эпохи Реставрации

Б. Н. Гайдин (МосГУ; ПСТГУ, Москва) Бен Джонсон в художественной литературе

В. С. Макаров (ПСТГУ, Москва) Бен Джонсон в России: несложившаяся мозаика


7 ОКТЯБРЯ, ПЯТНИЦА

10:00

ШЕКСПИР В ПЕРЕВОДАХ

(платформа Zoom)

(модераторы — Е. А. Первушина, Н. В. Захаров)

Е. А. Первушина (ДВФУ, Владивосток) Переводческие обретения Юрия Иосифовича Лифшица

Н. В. Будянская (МГУ имени адм. Г. И. Невельского, Владивосток) Циклообразующая функция мотивов света / тьмы в переводе И. З. Фрадкиным «Сонетов» Шекспира

Е. М. Масленникова (ТвГУ, Тверь) Эмоционально-смысловая доминанта шекспировских сонетов в переводах XIX–XXI вв.

Ю. Б. Орлицкий (РГГУ, Москва) «Соль в фальши»: ритмическая уникальность перевода «Сна в летнюю ночь» Аполлона Григорьева (1857)

А. А. Евдокимов (МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва) Прозаические переводы Шекспира: динамика и прагматика

В. В. Сердечная (КубГУ, Краснодар), Д. Н. Жаткин (ПензГТУ, Пенза) Шекспир и Шершеневич: неизвестные и неопубликованные материалы

М. М. Савченко (независимый исследователь, Париж, Франция) «Конь» и «Надгробный плач»: два отрывка из Шекспира в переводе С. Я. Маршака

А. И. Лойко (БНТУ, Минск, Беларусь) Шекспир: переводы Ю. Гаврука

И. О. Мамедова (АГПУ, Баку, Азербайджан) Шекспир в наследии азербайджанских мыслителей

А. В. Калашников (РГГУ, Москва) Передача искажённых античных имен в «Сне в летнюю ночь» в переводах на русский язык

15:00

ШЕКСПИР В БАЛЕТЕ

(Академия русского балета имени А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 2
/ платформа Zoom)

(модератор — Н. С. Шабалина)

К. А. Козлова (АРБ имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург) Балет «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — первый опыт испанского хореографа Начо Дуато в создании полнометражного спектакля

О. И. Розанова (АРБ имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург) Шекспириана Никиты Долгушина

Н. С. Шабалина (АРБ имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург) «Гамлет» в современном балете: взгляд из XXI в. на проблемы интерпретации

16:00

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ШЕКСПИРОВСКОГО НАСЛЕДИЯ

(платформа Zoom)

(модератор — В. А. Рогатин)

М. А. Аристова (ИСРО РАО, Москва) Шекспир в формате ЕГЭ: возможности и риски

И. С. Иванова (МосГУ, Москва) Методология и практика преподавания шекспировских текстов: идея возмездия в трагедии У. Шекспира «Макбет»

В. А. Рогатин (РГУ имени С. А. Есенина, Рязань) Обучение приемам передачи модальности в переводах английских сонетов

Контакты

Николай Владимирович Захаров,
Шекспировский центр
Института фундаментальных и прикладных исследований
Московского гуманитарного университета,
сопредседатель ШК РАН.

Почтовый адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5.

Электронная почта: russhake@gmail.com, nikoltine@yandex.ru.


См. также: