14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
Система исправления ошибок
|
«Сон в летнюю ночь» — утерянный немой художественный фильм режиссера Кая Ганзена и французского кинооператора Жоржа Мейера (Georges Meyer; наст. имя — Жозеф-Луи Мундвиллер / Joseph-Louis Mundwiller), снятый в Российской империи Московским отделением фирмы «Братья Пате» (Pathé Frères). Датируется 25 октября 1911 г. В главной роли — Николай Павлович Ниров.
Информация о названии фильма разнится. Например, в работах Р. Н. Юренева и И. Н. Гращенковой «Митюха в Белокаменной» и «Сон в летнюю ночь» перечислены как отдельные киноработы одной серии (Юренев, 1964: 36; Гращенкова, 2005: 80). В более ранней статье Р. Н. Юренева в сборнике «Вопросы киноискусства» как второе название киноленты «Сон в летнюю ночь» указано «Митюха в Белокаменной» (Юренев, 1960: 319). Те же данные можно обнаружить в каталоге «Художественные фильмы дореволюционной России» 1945 г. (Художественные фильмы … , 1945: 18). Можно найти еще несколько других вариантов названия фильма. Например, в «Московской газете» 1911 г. упоминается фильм «Как гуляет наш Митюха в Белокаменной Москве» (см.: Русский актер на службе у кинематографа … , 1911). В более позднем источнике — другой вариант: «Сон в летнюю ночь, или Вятский Митюха в Белокаменной» (см.: «Волшебный луч в кромешной тьме» … , 2013: 11). В настоящее время нет каких-либо данных о том, что фильм имел к Шекспиру какое-то отношение, кроме возможной отсылки к одноименной пьесе в названии, поскольку комедия К. Ганзена рассказывала о приключениях деревенского парня Мити, попадающего в различные комические ситуации в Москве. В 1912 г. вышли другие фильмы этой серии — киноленты «На Митюху все шишки валятся» и «Митюхина голова ему покоя не дает», в 1913 г. — «Наш Митюха парень важный — пузыри пускать отважный» (там же; см. также: Короткий, 2009: 109; возможно, тж. «Митюха женится» (Художественные фильмы … , 1945: 30)). Как отмечают историки кино, фильмы большого успеха не имели, хотя именно кинокартина «Сон в летнюю ночь» на общем фоне выделялась (Лихачев, 1927: 85). Отметим также, что авторы серии фильмов о молодом крестьянине Митюхе, по мнению С. С. Гинзбурга, осуществили «попытку отразить какие-то национальные черты, попытку, которая, однако, не может быть оценена положительно» (Гинзбург, 1963: 255). Возможно, в этой работе К. Ганзена и были какие-то шекспировские мотивы и аллюзии, однако, с нашей точки зрения, фильм вряд ли можно рассматривать как экранизацию «Сна в летнюю ночь» У. Шекспира. Таким образом, на данный момент, на наш взгляд, нет никаких оснований считать этот фильм первой отечественной шекспировской экранизацией. Первым отечественным шекспировским релизом на экране, о котором сохранились сведения, можно считать кинодекламацию «Гамлет», которая была выпущена 14 ноября 1912 г. в Санкт-Петербурге в исполнении А. П. Фильгабера (Художественные фильмы … , 1945: 146; Липков, 1981: 303–304). В 1954 г. вышел фильм-балет «Ромео и Джульетта» (СССР) (музыка: С. С. Прокофьев, режиссёры: Л. О. Арнштам, Л. М. Лавровский; Ромео — Ю. Т. Жданов, Джульетта — Г. С. Уланова). Если говорить о художественных фильмах, то в 1955 г. на экраны СССР вышла «Двенадцатая ночь» Я. Б. Фрида, которая и является первой отечественной шекспировской экранизацией эпохи звукового кино. Фильм «Отелло» С. И. Юткевича снимался примерно в это же время, но вышел на экраны уже в 1956 г. Фото: Газетные старости Лит.: Русский актер на службе у кинематографа (Беседа) / Р. М., Н. П. Ниров // Московская газета. 1911. 14 (01) ноября; Лихачев Б. С. Кино в России (1896–1926) : материалы к истории русского кино / [обложка работы Б. Л.] ; Кино-комитет Государственного института истории искусств. Л. : Academia, 1927. Ч. 1: 1896–1913. 208, [1] с.; Художественные фильмы дореволюционной России : фильмографическое описание. М. : Госкиноиздат, 1945. 192 с. С. 18; Юренев Р. Н. Первые шаги советской кинокомедии // Вопросы киноискусства. 1960. Т. 4. С. 309–340; Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М. : Искусство, 1963. 406 с.; Юренев Р. Н. Советская кинокомедия. М. : Наука, 1964. 538 с. С. 36; Липков А. И. Фильмография экранизаций «Гамлета» и «Короля Лира» // Шекспировские чтения 1978. М. : Наука, 1981. 326 с. С. 303–323; Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века: русский кинематограф 10-х годов и кинематограф русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. М., 2005. 430, [1] с. С. 29, 80; Короткий В. М. Операторы и режиссеры русского игрового кино 1897–1921 : биофильмографический справочник. М. : НИИ киноискусства, 2009. 432 с. С. 109; «Волшебный луч в кромешной тьме»: история вятских кинотеатров : информационный дайджест / Центр. гор. б-ка им. А. С. Пушкина; сост. С. В. Шишкина. Киров, 2013. 36 с. С. 11. Статья подготовлена в рамках проекта «Шекспир в современной русской культуре: национальное и глобальное», осуществляемого при поддержке Совета по грантам Президента РФ (МК-1182.2017.6). Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. «Сон в летнюю ночь» (фильм, 1911) [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». 2017–. URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4971.html [архивировано в WebCite | WaybackMachine] (дата обращения: дд.мм.гггг). Последнее обновление: 9.12.2018. |