22 сентября 2024
Предлагаем вашему вниманию программу XXX Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2024», которая состоится 25–28 сентября 2024 г. в Москве. Работа секций будет проходить в гибридном формате.
Система исправления ошибок
|
«Изображая жертву» — художественный фильм режиссера К. С. Серебренникова, вышедший в прокат 8 июня 2006 г. Авторы сценария (по собственной одноименной пьесе) — Олег и Владимир Пресняковы. В 2004 г. К. С. Серебренников поставил по пьесе братьев Пресняковых спектакль на сцене МХАТ им. А. П. Чехова, а спустя несколько лет принял решение ее экранизировать. По сюжету молодой человек по имени Валя (Ю. А. Чурсин) устраивается работать в милицию в качестве статиста, изображающего «жертв преступлений» во время видеосъемок следственных экспериментов. Валентин живет вместе с матерью (М. Г. Голуб), с которой находится в не самых лучших отношениях. То ли во сне, то ли в бреду к нему часто является его умерший отец в кителе морского офицера. С ними также живет родной брат его отца, Пётр (Ф. В. Добронравов), который явно неравнодушен к его матери. У Вали есть девушка по имени Ольга (Е. С. Морозова), которая мечтает, что он рано или поздно возьмет ее в жены. Дядя Пётр пытается наладить с ним отношения, однако тщетно. Напротив, он натыкается на очень колкие и обидные высказывания в свой адрес. В одном из снов умерший отец намекает Вале, что умер он не своей смертью и дядя в этом замешан. В итоге герой во время празднования его официальной помолвки с Олей кормит всех присутствующих японским блюдом фугу, зная о том, что оно может стать ядом, если приготовлено неправильно. Таким экстравагантным способом герой отправляет на тот свет мать, дядю и свою девушку. Фильм заканчивается тем, что Валя хладнокровно рассказывает о случившимся своим бывшим коллегам, но уже в качестве подозреваемого. Перед нами разворачивается жизненная ситуация, внешне очень напоминающая «Гамлета» У. Шекспира: Валя (Гамлет) находится в непростых взаимоотношениях с матерью и дядей (Гертруда и Клавдий). Отношения с Олей (Офелия) также очень сложные: девушка постоянно впадает в истерики, поскольку он никак не хочет официально взять ее в жены. Вдобавок ко всему во сне к нему постоянно является Призрак отца. В рецензиях на фильм, можно встретить такие характеристики главного героя фильма Вали: имитатор, симулякр, «лишний герой нашего времени» (Малов-кино, 2012: Электронный ресурс), «чисто обезьяна — летучий и гибкий, как из гуттаперчи» (Хлебникова, 2006: Электронный ресурс), «очередной русский Гамлет мытищинского района, идиот, юродивый» (мнение Павла Кузнецова; цит. по: Изображая жертву…, 2006: Электронный ресурс), «уж больно противный» (точка зрения С. И. Зельвенского; цит. по: Там же) и т. д.
Действительно, Валя-Гамлет пугает своим бескрайним равнодушием и теплохладностью. Образ Вали здесь во многом символизирует молодое российское поколение, детство которого пришлось на переломные 1980-е и 1990-е годы. Этот постсоветский Валя-Гамлет инфантилен, бездушен, циничен и, видимо, не очень понимает смысл своей жизни. Он больше боится своего покойного отца, чем любит его. Фильм поднимает животрепещущие проблемы современной молодежи: низкий уровень морали, жестокость, безверие, отчуждение, безответственность и т. д. Здесь нет места для думающего и страдающего Гамлета (философа, ученого, гуманиста). Зато многие худшие черты принца Датского, которые ему когда-либо приписывали, здесь вполне уместны и способны многократно усилить эффект от просмотра у тех зрителей, кто знаком с многовековой традицией интерпретации данного вечного образа в мировой культуре (женоненавистничество, жесткость, цинизм). В кульминационном, полном крепких языковых инвектив, монологе-взрыве капитан (В. Е. Хаев) выразил все негодование и ужас, которые он испытал от осознания абсурдности бытия людей, подобных Вале. Хотя, быть может, «шекспировские аллюзии тут — скорее постмодернистское смехачество, чем осмысленный парафраз» (Корецкий, 2006: Электронный ресурс), однако нам представляется, что история российского «Анти-Гамлета» начала XXI века вплетена в классическую конструкцию далеко не случайно. Это только еще более усиливает ощущение трагичности человеческой жизни в контексте современной России. Отметим мнение А. С. Плахова, который сравнил данную работу К. С. Серебренникова с кинодрамой Аки Каурисмяки «Гамлет уходит в бизнес» (1987), в которой тот превратил «Данию в Финляндию, сделав принца финского современным молодым человеком “с сердцем горячим, как холодильник”» (цит. по: Изображая жертву…, 2006: Электронный ресурс). В 1990 г. финский режиссер снял «Девушку со спичечной фабрики», финал которой также перекликается с «Изображая жертву». Интересны сравнения Вали с Иваном из «Курьера» К. Г. Шахназарова, Печорином, декабристами и советскими семидесятниками (ср. точки зрения Д. К. Савельева и П. Б. Черноморского; см.: Там же). И профессиональные кинокритики, и простые зрители встретили фильм очень по-разному: шкала оценок колеблется от полного восторга до полного неприятия. Тем не менее, картина была отмечена наградами на целом ряде кинофестивалей (Главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», 2006; Главный приз Международного кинофестиваля в Тель-Авиве, 2006; Главный приз первого Римского международного кинофестиваля, 2006; Приз зрительских симпатий «Серебряный грифон» на XIV Санкт-Петербургском международном фестивале игрового кино «Фестиваль фестивалей», 2006; и др.). Лит.: Изображая жертву. «Сеансу» отвечают… [Электронный ресурс] // Сеанс. 2006. № 29–30. URL: http://seance.ru/category/n/29-30/filmyi/izobrazhaya-zhertvu/izobrazhaya-zhertvu/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.11.2013); Корецкий В. Поле брани [Электронный ресурс] // Сеанс. 2006. № 29–30. URL: http://seance.ru/n/29-30/filmyi/izobrazhaya-zhertvu/pole-brani/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.11.2013); Хлебникова В. «Подворье прокаженных» — 2 [Электронный ресурс] // Сеанс. 2006. № 29–30. URL: http://seance.ru/n/29-30/filmyi/izobrazhaya-zhertvu/podvore-prokazhennyih-2/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.11.2013); Малов-кино. Здравствуй, мальчик-раздолбай! [Электронный ресурс] // КиноПоиск. 7.09.2012. URL: http://www.kinopoisk.ru/user/2153925/comment/1607990/ [архивировано в Archive.is] (дата обращения: 23.11.2013); Гайдин Б. Н. Шекспир в кино: национальное и глобальное [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 102–117. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/606 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2017.5.9. Ссылки: «Изображая жертву». Фильм К. С. Сербренникова Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1). Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. «Изображая жертву» [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». 2013–. URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4515.html [архивировано в Wayback Machine | WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг). Дата обновления: 13.07.2023. |