RUS
ENG

РЫБАКОВ Николай Хрисанфович

14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Николай Хрисанфович Рыбаков
Рыбаков Николай Хрисанфович

Рыбаков Николай Хрисанфович [7(19).5.1811, Курск — 15(27).11.1876, Тамбов] — знаменитый русский драматический актёр.

Родился в семье управляющего имением курских помещиков Вельяминовых. Рано лишился отца, жил на попечении матери, имевшей небольшую белошвейную мастерскую и магазин при ней. После окончания 4-х классов гимназии в 1825 г. будущий актер поступил на службу в канцелярию Курской казённой палаты. В это же время на правах статиста был принят в курскую труппу под руководством И. Ф. Штейна.

5 февраля 1826 г. Н. Х. Рыбаков дебютировал в небольшой роли римлянина в комедии Б. М. Фёдорова «Чудные встречи, или Суматоха в маскараде» (1818). В 1832 г. просит отставки и окончательно выбирает стезю профессионального артиста. Выступает под псевдонимом «Львов». C театром И. Ф. Штейна актёр побывал с гастролями во многих городах Российской империи, в т. ч. в Москве.

После распада антрепризы И. Ф. Штейна в театральном сезоне 1833–1834 гг. на какое-то время примыкает к труппе Л. Ю. Млотковского. В 1839 г. Н. Х. Рыбаков представил на суд зрителей свою трактовку шекспировского Гамлета, которая была тепло встречена провинциальной публикой. К примеру, в 1840 г. актёр сыграл Отелло и Гамлета в Тамбове.

Считается, что значительную роль в судьбе начинающего актера по воле случая сыграл знаменитый П. С. Мочалов. Гастролируя в Харькове, великий русский трагик не нашел общего языка с антрепренером Л. Ю. Млотковским и категорически отказался выходить на сцену в роли Гамлета. Н. Х. Рыбаков предложил себя в качестве замены московской знаменитости. Л. Ю. Млотковскому по сути ничего не оставалось делать, как принять предложение, поскольку афиши уже были расклеены. Игра актёра в роли принца Датского и на этот раз была встречена аплодисментами. Сам П. C. Мочалов хорошо отозвался о молодом артисте и взял над ним шефство. По совету мэтра Н. Х. Рыбаков сосредотачивается на исполнении трагических ролей. В 1840 г. Тамбовском театре Голощапова актеры поочередно играют роль Гамлета.

По воспоминаниям И. Ф. Горбунова, спустя годы, артист, отвечая на вопрос о том, где находится талант у актёра, сказал так: «В глазах! Посмотри когда-нибудь в глаза Садовскому... А у Мочалова какие глаза были. Я имел счастье играть с этим великим человеком в Воронеже. Он играл Гамлета, а я Гильденштерна». Следует однако отметить, что у Н. Х. Рыбакова было свое собственное видение образа Гамлета: хотя также, как и его учитель, артист играл роль в романтическом ключе, однако он делал более сильный акцент на скорбных размышлениях о смысле жизни.

Популярность актера растет, но в 1841 г. он порывает и с труппой Л. Ю. Млотковского, становится вольным актёром. Лишь спустя 4 года после смерти П. С. Мочалова (1848) актеру удалось дебютировать на сцене Московского императорского Малого театра (1852). В 1854 г. он вышел на подмостки столичного Александринского театра в роли Гамлета. Однако из-за разногласий с руководством Императорских театров Н. Х. Рыбаков был вынужден вновь вернуться в провинцию, где с успехом продолжил традиции, заложенные П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, В. А. Каратыгиным. Актёр сыграл такие роли как Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Скалозуб, Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Скотинин («Недоросль» Д. И. Фонвизина) и др. Особенно прославился в роли Геннадия Несчастливцева в комедии «Лес» «русского Шекспира» А. Н. Островского, которую драматург посвятил именно ему. Позже эту роль с успехом будет исполнять в Малом театре его сын, К. Н. Рыбаков.

В 1862 г. в возрасте 50 лет вновь сыграл Гамлета в Саратове. По воспоминаниям актера Л. Н. Самсонова, «весь театр плакал».

Среди его шекспировских ролей: Гамлет, Отелло, король Лир, Кориолан, Макбет, Ричард III в одноименных пьесах Великого Барда, а также Шейлок в «Венецианском купце» и Гильденстерн в «Гамлете».

В мае 1876 г. в Общедоступном театре, когда актера чествовали по случаю его 65-летия, а также полувекового юбилея его служения русской сцене, его близкий друг А. Н. Островский сказал следующее: «Славен и достоин почестей не тот, кто их достиг, а тот, кто их достоин... Ваше же полувековое самоотверженное служение русскому театру навеки сохранит Вашему имени признательную память потомства».

В июне 1876 г. подписал контракт с тамбовским антрепренёром И. И. Ознобишиным, играл на сцене Зимнего театра. Актер скончался в Тамбове 15 (27) ноября 1876 г., похоронен на Успенском кладбище.

В Тамбове, в Театральном сквере, расположенном недалеко от места, где когда-то находился Зимний театр, установлен закладной камень с именем Н. Х. Рыбакова. С 2007 г. его имя носит Всероссийский театральный фестиваль, проводимый в Тамбове.

Интересно, что к 25-летию со дня смерти актёра В. М. Дорошевич опубликовал фельетон под названием «Сам Николай Хрисанфович Рыбаков» [впервые в журнале «Россия» (1901. 15 ноября. № 919)]. Заглавие — слова Несчастливцева из «Леса» Н. А. Островского. В нем использованы мотивы и цитаты из шекспировского «Гамлета». В. М. Дорошевич переписал знаменитую сцену на кладбище: Гамлет и 1-й актер (вместо Горацио) приходят на погост, могильщик указывает на могилу Рыбакова, вспоминает анекдот о нем, Гамлет останавливает его, говорит, что знал великого актера, размышляет о том, что новых актеров ругают, сравнивая их с предшественниками, а актерская «слава превращается в анекдот, как труп превращается в пепел».


Лит.: Саблин С. Ставропольский театр // Репертуар Русского театра и Пантеон русского и всех европейских театров. 1848. Т. 4. Отд. VI. С. 37, 41; Средин В. Воронежский театр // Репертуар Русского театра и Пантеон русского и всех европейских театров. 1852. Т. 4. Кн. VII. С. 22; Костромские Губернские Ведомости. 1852. № 4. С. 429–430; Гринберг Е. Театр в Костроме // Репертуар Русского театра и Пантеон русского и всех европейских театров. 1858. Т. 7. Кн. І. С. 6–7; Грехновский Ф. И. Курский театр // Репертуар Русского театра и Пантеон русского и всех европейских театров. 1858. Т. 8. Кн. 3. С. 19; Гациский А. С. Нижегородский театр (1797–1867 гг.). Нижний Новгород, 1869. С. 54, 55, 59; Московское Обозрение. 1876. № 8; Некролог // Иллюстрированная Газета. 1876. 6 декабря. № 48. С. 384; Музыкальный Свет. 1876. № 47, 49, 50; Турбин С. Н. Х. Рыбаков // Театральная газета. 1876. 28 ноября; Некролог // Всеобщий Календарь на 1878 г. С. 28; Суфлер. 1879. 14 октября. № 1. С. 3–4; Самсонов Л. Н. Пережитое. Мечты и рассказы русского актера (1660–1871 гг.). СПб., 1880. С. 20, 22–26, 30–36, 39–42; Воспоминания о Р. Е. Литовской // Радуга. 1884. № 38–41; <Н. Ч.> Харьковские сценические деятели прошлого времени. Николай Хрисанфович Рыбаков // Южный Край. 1888. № 2726, 2727; Иванов Н. И. Воспоминания антрепренера // Исторический Вестник. 1891. Ноябрь. С. 336; То же. // Исторический Вестник. 1891. Декабрь. С. 589–597; <Статья о Рыбакове Н. Городецкого> // Дневник Артиста. 1893. № 8; Алексеев А. С. Воспоминания. М., 1894; Воспоминания А. А. Плещеева // Исторический вестник. 1901. Т. 86; <Заметка В. М. Дорошевича> // Россия. 1901. № 917, 919; Воспоминания А. А. Плещеева // Плещеев А. А. Что вспомнилось. Актеры и писатели. СПб., 1914. С. 182–196; Рыбаков Николай Хрисанфович // Большая советская энциклопедия, 1-е изд. / под ред. К. Е. Ворошилова, А. Я. Вышинского, П. И. Лебедева-Полянского, А. Лозовского, Ф. Н. Петрова, Ф. А. Ротштейна, О. Ю. Шмидта, Е. М. Ярославского / Государственный научный институт «Советская энциклопедия». М. : ОГИЗ РСФСР, 1944. Т. 50. Ручное огнестрельное оружие — Серицит. Стб. 22; Клинчин А. П. Николай Хрисанфович Рыбаков. 1811–1876. М. : Искусство, 1952. 244 с.; Клинчин А. П. Николай и Константин Рыбаковы // Театр. 1956. № 10. С. 189–191; Земенков Б. С. Памятные места Москвы: страницы жизни деятелей науки и культуры М. : Московский рабочий, 1959. 509 с. С. 279–281; Клинчин А. П. Николай Хрисанфович Рыбаков. 1811–1876. М. : Искусство, 1972. 176 с. 16 л. ил. (Жизнь в искусстве); Большая советская энциклопедия, 3-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. 1975. Т. 22. Ремень — Сафи. 628 стр., илл.; 37 л. илл. и карт.; Родинова И. Странствующий рыцарь сцены // Литературная Россия. 1975. 18 июля; Н. Х. Рыбаков // История русского драматического театра. М., 1978. С. 193–199; Бугров Ю. Великий трагик // Курская правда. 1982. 21 ноября; Пыляев М. И. [О Н. Х. Рыбакове] // Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы / М. И. Пыляев. М., 1990. С. 512–523; Николай Хрисанфович Рыбаков // Тамбовские даты, 1991 год. Тамбов, 1990. С. 19–20; Каменецкая С. Н. Х. Рыбаков (1811–1976) // Гордость земли Курской. Курск, 1992. С. 206–207; Татарская И. Первый трагик провинции: Н. Х. Рыбаков // Курская правда. 1999. 29 июля. (Наши земляки); Кученкова В. Рыбаков Николай Хрисанфович // Кученкова В. Тамбовские городские некрополи / В. Кученкова. Тамбов, 2000. С. 45; Пименов Г. Таланты курской сцены // Мы — куряне. 2000. 14 ноября. С. 13; Рыбаков Николай Хрисанфович // России Чернозёмный край. Воронеж, 2000. С. 746–747; Морозов Е. А. Закладной камень на месте будущего памятника артисту Н. Х. Рыбакову // Морозов Е. А. Наш Тамбов / Е. А. Морозов. Тамбов, 2001. С. 39 : фот.; Рыбаков Николай Хрисанфович // С четырёх сторон Россия... Тамбов, 2003. С. 230 : фот.; Татарская И. Ю. Он играл себя…: Кумиры театральной провинции // Городские известия. 2003. 12 апреля. С. 3. (Сеймские берега); Смирнов А. Н. Рыбаков Николай Хрисанфович // Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004. С. 503–504 : фот.; Рыбаков Николай Хрисанфович // Малая курская энциклопедия. Курск, 2005. С. 325; Смирнов А. Николай Хрисанфович Рыбаков, 1811–1876 // Смирнов А. Театр и вся жизнь. Тамбов, 2005. С. 219–223 : фот.; Николай Хрисанфович Рыбаков  200-летию со дня рождения) // Тамбовские даты, 2011 год : календарь знаменат. и памят. дат по Тамб. обл. / ТОГУК «Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина», ТОГУ «Гос. арх. Тамб. обл.», ТОГУ «Гос. арх. соц.-полит. истории Тамб. обл.»; сост. : С. В. Булыгина ; ред. В. Т. Дорожкина ; отв. за вып. В. М. Иванова. Тамбов : Пролетар. светоч, 2010. 185 с. С. 110–111.

Б. Н. Гайдин


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1).



 


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. Рыбаков Николай Хрисанфович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4282.html [2011].


См. также:


Назад