RUS
ENG

ГАМЛЕТ на постсоветской сцене

30 июня 2024
25–28 сентября 2024 г. Шекспировская комиссия РАН отметит 460-летие английского поэта и драматурга традиционной большой конференцией.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

В русской культуре шекспировский «Гамлет» всегда играл особую роль. С середины XVIII века трагедия Шекспира нашла особый отклик у писателей, а позже у читателей и театральной публики. Играя «Гамлета», каждое новое поколение проходит испытание «проклятыми вопросами», которые ставит в своих монологах главный герой. В целом история постсоветских постановок шекспировских трагедий, в том числе постановок «Гамлета», — «это история попыток обратить трагедию в иронический трагифарс» (А. В. Бартошевич). Таковыми, безусловно, можно считать большинство «Гамлетов» 1990-х — 2000-х годов.

Е. Миронов в роли Гамлета
Е. Миронов в роли Гамлета

Сценическая постановка известного немецкого театрального режиссера Петера Штайна (1998) с русскими актерами (Гамлет — Е. Миронов) переносит место действия на боксерский ринг. Гамлет в шутовской короне играет там на саксофоне, Фортинбрас выходит в шлеме и камуфляже с автоматом, а Первый актер облачен в дамский костюм и грим (В. Этуш). Борьба Гамлета представлена боксерским поединком с миром и с самим собой.

В конце 2005 г. режиссер Ю. Бутусов поставил «Гамлета» в Московском Художественном театре. Спектакль вызвал неоднозначную оценку публики и критиков. Ю. Бутусов пригласил даровитых актеров, получивших известность в криминальных сериалах (М. Трухин, К. Хабенский, М. Пореченков). «Гамлет» Бутусова потряс публику своей сценической красочностью. Режиссер и сценограф постановки А. Шишкин развернули спектакль в нордическом ландшафте, с ледяным морем и промерзшим Эльсинором. Море наших дней сделано из металлического хлама, проволоки и пустых консервных банок: не то лагерная ограда, не то мусорная свалка. К удивлению многих Бутусов напрочь упразднил роль Горацио. В своем спектакле режиссер обошелся без известных тайн и загадок, всему он находит простое объяснение. Ироничный Гамлет в трактовке Бутусова посмеивается над смертью и потусторонним. Гамлет Шекспира пытается понять тайну смерти — у Бутусова этой тайны нет.

Оперный парафраз трагедии Шекспира «Гамлет (датский) (российская) комедия» также сделан на постмодернистский лад. В основу либретто положена пародийная пьеса по шекспировским мотивам екатеринбургского драматурга А. Застырца «Гамлет. Эксцентрическая комедия в пяти действиях», музыку написал уральский композитор В. Кобекин, поставил спектакль режиссер А. Титель в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (2008). В опере почти нет привычных для современных интерпретаций Шекспира злободневных политических аллюзий (кроме заказанной и оплаченной Лаэртом оппозиционной демонстрации), на сцене царит общая ситуация абсурда, смешивающая воедино высокопарный ямб стихотворной речи и абстинентные инвективы. И чего еще ждать от постановки, когда ее авторы не ставят гамлетову задачу «вправить вывихнутый век», «восстановить связь времён»? Они переносят акцент с вечного гамлетовского вопроса «Быть иль быть?» на другой: «Иметь иль быть?». Сценическое пространство спектакля превращается в цирк, где «весь мир — дурдом, а Дания — сортир в дурдоме»! Вопрос, что в постсоветском пространстве есть «дурдом» и где в ней «сортир», переходит в разряд риторических.

Премьера «Гамлета» В. Фокина в Александровском театре драмы им. А. С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) состоялась в апреле 2010 г. Этот спектакль выбивается из «иерокомической» игры в постмодерн, он злободневен и политичен. Болезненный и лишенный надежды Гамлет по-детски восстает против авторитарного начала, он отчаянно играет свой перманентный спектакль, полный горечи и безумства. В. Фокин попытался обозначить черты современных Гамлетов с их неистовым стремлением к правде, неприятием лжи отцов, нежеланием продолжить их путь. Спектакль Фокина дал безжалостный и мучительный анализ современной российской и мировой истории, непростой портрет современной молодежи. Признано, что фокинская постановка «Гамлета» возродила в России политический театр.

Странным образом эти постсоветские «Гамлеты» наследуют традиции, установившейся в России в 1748 г., когда Александр Сумароков создал первую переделку шекспировской пьесы на русском языке.

Н. В. Захаров

Фото: Официальный сайт Евгения Миронова


Назад