Делия Бэкон |
|
Бэкон Делия Солтэ (Delia Salter Bacon) [2.02.1811, Тэлмидж, Огайо, США — 2.09.1859, Хартфорд, Коннектикут, США] — американская школьная учительница и журналистка, сестра священника и писателя Леонарда Бэкона (Leonard Bacon, 19.02.1802 — 24.12.1881), прославившаяся своими работами по авторству Шекспира.
С 1856 г. начинает утверждать, что пьесы Шекспира не принадлежали его перу, а были плодом коллектива авторов. Делия Бэкон практически положила начало целой кампании по пересмотру авторства Шекспира, хотя подозрения выдвигались ранее (в 1785 г. преподобным Джеймсом Уилмотом). По ее теории автором пьес Шекспира был кружок знатных интеллектуалов, главным из которых — великий английский философ Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon). Среди других участников назывались сэр Уолтер Рэли (Sir Walter Raleigh) и Эдмунд Спенсер (Edmund Spenser), кто в угоду общественно-политической ситуации и некой философской концепции скрыли свое авторство под именем малоизвестного актера Уильяма Шекспира.
Авантюрный характер и страстная натура не давали Д. Бэкон покоя. Ради доказательства своей версии она провела несколько лет в Англии, изучая редкие материалы по эпохе Шекспира. Там же она сдружилась с Томасом Карлейлем (Thomas Carlyle) и Натаниелем Готорном (Nathaniel Hawthorne). Она совершила поездку в Стратфорд-на-Эйвоне и даже провела ночь в церкви Святой Троицы, где попыталась вскрыть могилу Шекспира, ожидая найти в ней архив рукописей, доказывающих ее правоту. Впрочем, обуреваемой страстями исследовательнице не дали потревожить прах великого драматурга местные сторожа, которые задержали ее.
Основные идеи Д. Бэкон изложены в обширной монографии «Разоблачение философии пьес Шекспира» (1857), где она развила свою гипотезу. Делия Бэкон — странная, необычная фигура. Известно, что она сошла с ума (правда, не из-за «шекспировского вопроса», как нередко объявляется, а из-за несчастной любви) и умерла в психиатрической больнице в 1859 г. Однако до этого она успела сделать достоянием широкой публики свои по-журналистски сенсационные, скандальные «разоблачения» Шекспира. О стиле Бэкон свидетельствует отрывок из ее статьи «Уильям Шекспир и его драмы», где журналистка обвиняет Шекспира в утрате рукописей шекспировских произведений: «Нет, конюх лорда Лейстера не заботился, конечно, об этих рукописях. Ему было только важно извлечь из них материальную выгоду. Что могло удержать его от желания топить ими свою печку, когда он выжал из них все, что только мог! Этот человек видел первоначальный текст „Гамлета“, столь дивный в своем совершенстве, и первоначальный текст „Лира“, блиставший своеобразно прекрасным стилем, он видел их такими, какими они вышли из рук этого полубога, и этот человек заставил нас прокоптить всю молодость над старыми, искаженными, режиссерскими копиями, заставил нас тщетно ломать голову над их исправлением… Что сделал ты с этими рукописями? Долго трусил ты отвечать… Но ты отдашь в них отчет. Грядущие столетия посадят тебя на скамью подсудимых. Ты не покинешь ее, пока не ответишь на вопрос: „Что сделал ты с этими рукописями?“» (Цит. по: Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997. С. 105–106). Г. Брандес, приведя эту цитату из статьи Делии Бэкон, с горечью восклицал: «Что за жестокая участь! Проходят 200 лет со дня смерти величайшего драматурга земного шара и у него требуют в таком тоне отчет об исчезновении его рукописей» (Там же. С. 106).
|
Могила Делии Бэкон на кладжбище Гров Стрит (Grove Street Cemetery) в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут |
Следует отметить, что в стремлении доказать свою гипотезу Д. Бэкон собрала обширный фактический материал. Она первой обратила внимание на расхождения в написании подписей Шекспира, из чего вытекало, что он точно не знал, из каких букв состоят его имя и фамилия. В тексте она обнаружила некий шифр, дешифровка которого позволяла ей утверждать, что Бэкон указал в такой форме свое авторство. Большое место заняло расследование недостойного поведения Шекспира от женитьбы в 18 лет на 26-летней Энн Хатауэй (Anne Hathaway), чтобы прикрыть грех (через 6 месяцев у них родилась дочь) и браконьерства в заповеднике сэра Томаса Льюси (Sir Thomas Lucy) до ростовщичества в последние годы жизни, когда Шекспир по неизвестным причинам покинул Лондон и вернулся в Стратфорд. Недостойным представлялось и завещание Шекспира, где он завещал жене лишь «вторую по качеству кровать с принадлежностями». В то же время обращалось внимание на отсутствие какого-либо упоминания о книгах и рукописях в доме Шекспира. Подозрительной представлялась и надпись в стихах на его могиле в стратфордской церкви Св. Троицы: «Добрый друг, во имя Иисуса, не извлекай праха, погребенного здесь. Да благословен будет тот, кто не тронет эту плиту, и да будет проклят тот, кто потревожит мои кости» (Перевод цит. по: Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963. С. 27) — никаких намеков на то, что умерший был как-то связан с литературой. Лишь в результате позднейшей кропотливой работы стратфордианцев было доказано, что рукописей (по крайней мере — пьес) у Шекспира быть не могло, так как они принадлежали театру, откуда их было запрещено выносить (из-за репертуарной конкуренции) и, следовательно, они сгорели во время пожара «Глобуса» в 1613 г., то есть при жизни Шекспира. Разъяснено рождение дочери раньше срока: в интимные отношения во времена Шекспира вступали не после брака, а после помолвки. Было обнаружено, что заповедник Льюси появился через два года после смерти Шекспира. (Хотя, откровенно говоря, Шекспир вовсе не обязательно должен был вести пуританский образ жизни, что легко показать на примерах биографий множества великих людей). Разъяснился и вопрос с подписями: в шекспировскую эпоху написание имен и фамилий еще не установилось. Если бы Делия Бэкон изучила подписи Фрэнсиса Бэкона, в чьей высокой образованности невозможно сомневаться, она встретилась бы с тем же случаем вариативности подписей. Но эти открытия были сделаны позднее, а многие неясности сохраняются и поныне.
Д. Бэкон принадлежат несколько книг, не касающихся шекспировского вопроса: «Рассказы о пуританах» («Tales of the Puritans», 1831) и «Невеста форта Эдвард» («The Bride of Fort Edward», 1839), основанная на трагической истории Джейн МакКри (Jane McCrea), которая была частично написана белым стихом. Д. Бэкон погребена на кладбище Гров Стрит (Grove Street) в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут.
Сочувственный взгляд на судьбу Д. Бэкон, можно обнаружить в книге американского романтика Натаниеля Готорна (Nathaniel Hawthorne) «Наша старая родина» («Our Old Home». Boston, 1863), где ей посвящена глава «Воспоминание об одаренной женщине» («Recollections of a Gifted Woman»). В ней лично знавший Д. Бэкон прозаик вспоминал, что ее одержимость идеей раскрытия тайного смысла за поверхностью текста пьес Шекспира выбило ее из колеи, а когда она добралась до Стратфорда, она окончательно потеряла свой разум.
Существует биография, написанная ее племянником Теодором Бэконом (Theodore Bacon), «Делия Бэкон: Набросок» («Delia Bacon: A Sketch». Boston, 1888).
Лит.: Bacon, Delia. The Philosophy of the Plays of Shakespeare Unfolded. N. Y., 1857. (Переизд.: N. Y., 1970); Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997.
С работами Делии Бэкон и Натаниеля Готорна на английском языке можно ознакомиться в электронной библиотеке «Проект Гутенберг» (Project Gutenberg): “Books by Bacon, Delia”; “Books by Hawthorne, Nathaniel”.
Н. В. Захаров,
Вл. А. Луков
Фото: Sir Francis Bacon's New Advancement of
Learning Bacon is Shakespeare,
Find A Grave
Библиограф. описание: Захаров Н. В., Луков Вл. А. Бэкон Делия [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4182.html (архивировано в WebCite) [2011].
Последнее обновление: 1.04.2015.
Назад