RUS
ENG

ЙЕЙТС Уильям Батлер

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Уильям Батлер Йейтс
Уильям Батлер Йейтс

Уильям Батлер Йейтс (тж. Йитс, Йетс, Ейтс) [William Butler Yeats; 13.06.1865, Сэндимаунт, Ирландия — 28.01.1939, Ментона, Франция] — ирландский писатель, драматург, критик.

Родился в Дублине в семье известного художника Джона Батлера Йейтса, члена Королевской Ирландской академии. Будучи одним из основателей Ирландского литературного возрождения, Йейтс способствовал восстановлению традиций национальной культуры. Большая часть его литературного творчества основана на ирландском фольклоре и сюжетах из ирландской истории, которые автор облекал в индивидуальный национальный колорит. Увлечение мистицизмом, привидениями, духами, легендами (составляющих основу ирландского фольклора) привело его к созданию сборника народных сказок «Волшебные народные сказки ирландского крестьянства» (1888), поэтического сборника «Скитания Ойсина и другие стихотворения» (1889). Йейтс стоял у истоков создания «Клуба рифмачей» (Rhymers Club) и принимал участие в издании двух его антологий. Поэтическими образами-символами оказались пронизаны его работы 1890-х годов — сборники рассказов «Кельтские сумерки» (1893) и «Тайная роза» (1897), книга «Ветер в камышах» (1899). Используя образы ирландской истории и эпоса, выражающие трагический героизм многострадального народа, Йейтс в своих последующих сборниках «В семи лесах» (1903), «Зеленый шлем и другие стихотворения» (1910), «Стихи, написанные в унынии» (1913), «Ответственность» (1914), «Дикие лебеди в Куле» (1917) пытался пробудить самосознание нации. Извечное противоречие между земным и духовным нашло отражение в его сборниках «Башня» (1928) и «Винтовая лестница» (1933). Пытаясь на практике воплотить свою мечту о создании ирландского национального театра, он создал пьесы  «Графиня Кэтлин» (1892), «Горшок похлебки» (1902), «На королевском пороге» (1903), «Песочные часы» (1903), «На берегу Байле» (1904), которые были поставлены на сцене «Театра Аббатства» в Дублине ирландской национальной труппой. Поздние пьесы, начиная с «Зеленого шлема» (1910), за редким исключением не предназначались для большой сцены. Изучая алхимию, читая неоплатоников, ренессансных гуманистов, Каббалу, посещая всевозможные эзотерические общества, спиритические сеансы, Йейтс открывал и развивал в себе способность «видеть». Итогом всех этих размышлений стал религиозно-философский трактат «Видение» (1925). После получения Нобелевской премии по литературе (1923) Йейтс приобрел огромное влияние как в литературных, так и в общественных кругах. Он участвовал в создании Ирландской литературной академии, готовил передачи на радио, редактировал «Оксфордскую антологию современной поэзии» (1935).

Влияние Шекспира Йейтс испытал еще в ранней юности. В известном смысле, именно у Шекспира он почерпнул мысль о поэтическом театре, предметом которого была бы «жизнь сердца». Шекспир в этом случае был опорой в борьбе с тривиальной буржуазной драмой с ее псевдоправдоподобием, блеклостью образов и нищетой мыслей, устремлений, чувств. Однако реальное развитие линии на создание поэтического театра привело Йейтса к символистской его форме, отходу от полнокровных образов в сторону масок в духе японского театра Но. Тем самым и театр Шекспира оказывался слишком театром, а не поэзией, что, по мнению Йейтса, нужно было преодолеть. В последней своей пьесе «Смерть Кухулина» (1939) Йейтс, подобно Шекспиру в его последних пьесах, соединяет трагическое и комическое, но с совершенно противоположным эффектом. Если у Шекспира торжествует высокая утопия, входящая в реальность героев, то у Йейтса соединение трагического и комического рождает трагическую иронию: великий герой ирландского фольклора Кухулин, смертельно раненный, привязывает себя к скале, чтобы умереть стоя, но оказавшийся рядом слепой нищий отрезает ему голову ножом для хлеба, в надежде получить двенадцать пенсов в качестве объявленной награды.

Если в русской литературе широкое распространение получил шекспиризм, то в литературах на английском языке сформировался феномен, который можно определить как «анти-шекспиризм»: создание масштабных произведений с утверждением абсурдистской концепции, в которой центральное место занимает тезис о ничтожестве человека, его героических устремлений и т. д. (например, у С. Беккета). «Смерть Кухулина» У. Б. Йитса можно отнести к этому явлению в культурном тезаурусе Запада ХХ века.


Соч.: The Collected Plays. L., 1952; Essays and Introductions. N. Y., 1961; The Autobiography. N. Y., 1980; The Collected Poems. L., 1994; в рус. пер. — Избранные стихотворения, лирические и повествовательные. М., 1995; Кельтские сумерки. М., 1998; Роза и Башня. СПб., 1999; Видение: поэтическое, драматическое, магическое. М., 2000; Звездный единорог: Пьесы. М., 2001; Кельтские сумерки. СПб., 2002.

Лит.: Ряполова В. А. У. Б. Йейтс и ирландская художественная культура, 1890-е — 1930-е гг. М., 1985; Тишунина Н. В. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб., 1994; Саруханян А. Йейтс // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Ellman R. Yeats: The Man and the Masks. N. Y., 1979; Fletcher I. W. B. Yeats and his Contemporaries. Brighton, 1987;Jeffares A. N. W. B. Yeats: A New Biography. N. Y., 1989; Watanabe N. A. Beloved Image: The Drama of W. B. Yeats, 1865–1939. L., 1995.

К. Н. Савельев, Вл. А. Луков

Фото: Wikimedia Commons


Видеозапись программы «Объект 22» на радио «Маяк», посвященной лауреату Нобелевской премии по литературе Уильяму Батлеру Йейтсу



Гость студии — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания В. А. Ряполова.


Библиограф. описание: Савельев К. Н., Луков Вл. А. Йейтс Уильям Батлер [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». 2009–. URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3814.html (дата обращения: дд.мм.гггг).

Последнее обновление: 14.02.2018.


Назад