RUS
ENG

МЕСХИ Гела

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Гела Месхи
Гела Месхи в роли Гамлета

Гела Месхи [13.05.1986, Москва] — актёр театра и кино.

В детстве увлекался футболом, участвовал в театральной самодеятельности. В 2009 г. окончил Школу-студию им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (курс К. А. Райкина), в Учебном театре которой сыграл в целом ряде дипломных постановок: «Валенсианские безумцы» по пьесе «Валенсианская вдова» Л. де Вега — Либерто, альгуасил и Верино, врач; «Молчание — золото» П. Кальдерона — Дон Луис, жених Леонор; «Похищение Собинянинова» П. В. Гладилина; класс-концерт «Будущие лётчики» — Конькобежец), а также «Гамлет» по У. Шекспиру — Розенкранц, Марцелл, Озрик, Вольтиманд, Актёр.

В настоящее время — актёр Московского драматического театра им. К. С. Станиславского («Троянской войны не будет» Ж. Жироду — моряк; «7 дней до потопа» братьев Пресняковых — Волчонок, а также «Ромео & Джульетта» [реж. С. Э. Алдонин] — Бенволио).

Будучи еще студентом, Гела Месхи признавался, что его роль-мечта — Гамлет[1]. В 2009 г. Ю. В. Кара приступил к съемкам фильма-адаптации «Гамлет XXI век» по трагедии У. Шекспира. На роль Гамлета претендовали несколько сотен актеров, в том числе Алексей Серебряков, Дмитрий Дюжев, Максим Матвеев, Константин Крюков. Выбор режиссера остановился Вна 23-летнем (на тот момент) Геле Месхи, для которого это был дебют в кино. Первоначально ему была предложена роль Розенкранца, но в ходе кастинга на главную роль режиссер изменил свое решение. В одном из интервью актёр вспоминал: «Юрий Кара увидел меня в спектакле, который мы ставили на курсе. Гамлета играл один американец (О. Байрон. — Б. Г.), а на мне было сразу несколько ролей — Озрик, Розенкранц, Бернардо, Марцелл… Кара вызывал всех по очереди, мне предложил сыграть Розенкранца. И только потом я узнал, что он решил попробовать меня на Гамлета. Мы пробовали новые и новые сцены. Кара был в очень больших сомнениях. А потом дал мне прочесть “Быть или не быть?”. Я сначала растерялся — ведь это у всех на слуху и столько раз звучало, что приелось! Начал читать — потихоньку, медленно, чуть ли ни шепотом. И в какой-то момент, на какую-то фразу меня это зацепило буквально до слез. А Кара тихо сказал: “Хорошо, молодец, мне понравилось. А теперь попробуй как Высоцкий…” После этого я поверил в себя. И главное — он в меня поверил»[2].

Образ Гамлета в исполнении Гелы Месхи получился неоднозначным и получил самые противоположные оценки. Возможно, дело здесь не столько в уровне мастерства начинающего и подающего надежды артиста, сколько в выбранном режиссёре неоготическом антураже. Некоторые зрители отмечали в своих блогах, что избранная концепция в той или иной степени сбивает с толку: герои фильма, словно разодетые марионетки, находятся как бы в «современном безвременье». Преодолеть это ощущение большей части аудитории довольно сложно, поскольку субкультура готов не является для них «своей» изначально.

Гамлет здесь — рефлексирующий, часто впадающий в истерику эмо-подросток, которого Гела Месхи сыграл довольно убедительно. К примеру, монолог «Быть или не быть» в переводе Б. Л. Пастернака, который актер читает обнаженным, сидя на камне в открытом море, словно во сне, ему вполне, на наш взгляд, удался. Однако по большей части из «положительных» оценок этого Гамлета называется лишь его молодость. (Приведем, к примеру, мнение пользователя интернет-ресурса «КиноПоиск» anastasiya: «…впервые Гамлета играет адекватный по возрасту актер — и энергия молодости делает текст Шекспира все же не сухой классикой и искренним чувством. Я верю этому Гамлету, который впервые в своей пока еще недолгой жизни, сидя голым на камне посреди отлива, всерьез задумывается о самоубийстве, о грехе, о страхе»[3].)

Гамлет Шекспира — это герой, который возвышается над серым большинством. Гамлет-Месхи же скорей «свой парень» для этого безустанно танцующего Эльсинора. Быть может, он чуть более умен, его речь и мысли более глубоки, но такое ощущение, что он хорошо научился говорить заученными фразами в любом контексте. Почти на всем протяжении фильма не покидает чувство, что вся ситуация разыгрывающейся трагедии временна: Гамлет пострадает, красиво порефлексирует, а потом действие дурмана (а тема наркотиков в фильме присутствует — Клавдий, посылая Розенкранца и Гильденстерна к Гамлету, дает им пакет с белым порошком) кончится и он пойдет кутить дальше.

Интересно личное мнение Гелы Месхи о содержании пьесы. Так, Гамлет для него — «жертва обстоятельств». Главный же злодей не Клавдий, а Тень отца Гамлета: «Какой отец скажет “иди убей ради меня”? <…> он всегда приходит к Гамлету и, если тот на что-то не решается, как чертенок, нашептывает: “А чего ты не решаешься? Так, значит, ты меня не любишь, да?” А сам-то Гамлет не хочет мести! Он говорит: “Отпустите меня, я уеду, живите здесь спокойно. Зачем я вам нужен?” — “Нет, останься”. Оставили бы его в покое — и все было бы нормально. Нет, им обязательно нужно влезть в его жизнь, узнать, что у него там в голове происходит. И он как марионетка. Я задумывался: в ад он потом попал или в рай? Пока не решил. Сложное это дело»[4].

Назвать эту интерпретацию значимой именно для русской культуры нельзя, поскольку Гамлет здесь лишен национальной почвы. С нашей точки зрения, если сделать профессиональный дубляж на какой-либо другой язык, убрав из фильма отрывки из классических русских переводов шекспировской трагедии, то можно получить стандартный продукт массовой культуры эпохи глобализации, который, вероятно, не привлечет к себе большого внимания.

Актёр также снялся в следующих фильмах и сериалах: «Взрослая дочь, или Тест на…» (2010) — Хулиган; фильм-спектакль «Комедианты» (2010) — Театральный режиссер; «Физика или химия» (2011) — Алекс Вайнштейн; «Таджикские страсти» (2011) — Курбеде, «Astra, я люблю тебя / Astra, I Love You» (2012) — Угонщик; «Всё просто» (2012); «Сын отца народов» (2013) — Василий Сталин.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гела Месхи [Электронный ресурс] // Школа-студия МХАТ. URL: http://mhatschool.theatre.ru/people/alumni/2000/meskhi/ (дата обращения: 6.11.2012).

[2] Гела Месхи: Деньги деньгами, но смысл-то не в них! [Электронный ресурс] // Кампус. 2010. № 9. URL: http://www.campus-online.ru/?c=article&amp;id=179 (дата обращения: 6.11.2012).

[3] Профиль: anastasiya — Рецензия на фильм: Гамлет XXI век: Гамлет — красиво, наивно, супер [Электронный ресурс] // КиноПоиск. 11.02.2012. URL: http://www.kinopoisk.ru/user/7173/comment/1444497/ (дата обращения: 6.11.2012).

[4] Гела Месхи: Деньги деньгами, но смысл-то не в них! Указ. источник.


Лит.: Гела Месхи [Электронный ресурс] // Школа-студия МХАТ. URL: http://mhatschool.theatre.ru/people/alumni/2000/meskhi/ (дата обращения: 6.11.2012); Гела Месхи: Деньги деньгами, но смысл-то не в них! [Электронный ресурс] // Кампус. 2010. № 9. URL: http://www.campus-online.ru/?c=article&id=179 (дата обращения: 6.11.2012); Профиль: anastasiya — Рецензия на фильм: Гамлет XXI век: Гамлет — красиво, наивно, супер [Электронный ресурс] // КиноПоиск. 11.02.2012. URL: http://www.kinopoisk.ru/user/7173/comment/1444497/ (дата обращения: 6.11.2012).

Б. Н. Гайдин

Фото: Официальный сайт актёра Гелы Месхи


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1).


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. Месхи Гела [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4369.html [архивировано в WebCite] [2012].


См. также:


Монолог «Быть или не быть» в исполнении Гелы Месхи 


Назад