RUS
ENG

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семёнович

30 марта 2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Владимир Семёнович Высоцкий
Владимир Семёнович Высоцкий в роли Гамлета

Высоцкий Владимир Семёнович [25.01.1938, Москва — 25.07.1980, Москва] — талантливый советский поэт, прозаик, певец, актёр театра и кино.

В. С. Высоцкий вошел в историю как многогранная личность: многим дороги его поэзия и песни, другие преклоняются перед его актерским талантом, проявившемся в многочисленных ролях в кино и на театральных подмостках, еще большее количество людей признают в нем одну из знаковых фигур минувшего века. Для многих любителей творчества У. Шекспира он — один из главных исполнителей роли шекспировского Гамлета XX столетия.

В. С. Высоцкий в роли Гамлета

Вклад В. С. Высоцкого в историю «русского Гамлета» трудно переоценить. Образ, созданный актером-поэтом на сцене знаменитого Театра на Таганке, безусловно является значимым феноменом в сокровищнице мирового театра. В рамках изучения Гамлета как константы русской культуры данная интерпретация требует тщательного анализа, поскольку, на наш взгляд, Высоцкий в роли принца Датского является ярким примером того, насколько вечные образы мировой культуры способны отражать в себе умонастроения, царящие в том или ином обществе.

Как и в знаменитом фильме Г. М. Козинцева для постановки был выбран перевод Б. Л. Пастернака. Очевидно, что для театральной публики тех лет фигура поэта-переводчика, получившего Нобелевскую премию по литературе 1958 года, во многом ассоциировалась с проблемой противостояния поэта и власть имущих. Во многом конгениальная пастернаковская версия «Гамлета» не могла ни привлечь внимания, столь велика была у советской интеллигенции жажда нового поэтического слова, поднимающего вечные проблемы бытия.

В новинку для зрителя были и костюмы актеров — джинсы и свитера. В те годы это могло запросто быть расценено цензурой как пропаганда западного образа жизни. 19 ноября 1971 г. состоялся генеральный прогон спектакля[1], а 22 ноября постановка была обсуждена в Главном управлении культуры Исполкома Моссовета[2]. Кроме режиссёра и чиновников из различных инстанций, курировавших сферу культуры, на заседании присутствовал председатель Шекспировской комиссии АН СССР А. А. Аникст. Поддержка и научный авторитет шекспироведа во многом способствовал положительному решению комиссии[3]. Однако не обошлось без замечаний. Так, некоторые члены комиссии высказались против утверждения Высоцкого в главной роли. Однако Ю. П. Любимову удалось его отстоять[4].

Премьера «Гамлета»  с В. С. Высоцким в роли «сына прежнего и племянника нынешнего короля» состоялась 29 ноября 1971 г. в московском Театре на Таганке (режиссёр — Юрий Петрович Любимов; перевод Бориса Леонидовича Пастернака; художник — Давид Львович Боровский; композитор — Юрий Маркович Буцко; Клавдий, король Датский — Вениамин Борисович Смехов, Александр Шалвович Пороховщиков; Гертруда, королева Датская, мать Гамлета — Алла Сергеевна Демидова; Полоний, главный королевский советчик — Лев Аркадьевич Штейнрайх; Офелия, дочь Полония — Наталия Петровна Сайко; Лаэрт, сын Полония — Иван Сергеевич Бортник, Валерий Александрович Иванов; Горацио, друг Гамлета — Леонид Алексеевич Филатов; Розенкранц — Иван Владимирович Дыховичный, Игорь Алексеевич Петров; Гильденстерн — Александр Михайлович Вилькин).

В целом постановка получила положительные отзывы, в частности, А. А. Аникста и А. В. Бартошевича. Последний отмечал, что спектакль отражал тенденции мирового театра тех лет, когда все большее число режиссеров отказывалось от романтических трактовок шекспировского наследия и все чаще показывало его в реалистических тонах. Однако вскоре советская театральная пресса просто перестает упоминать о «Гамлете» на Таганке. Видимо, после столь хвалебных откликов о спектакле, написанных признанными специалистами по Шекспиру, печатать разгромные статьи было уже слишком поздно, но и публикацию новых подобных рецензий на «эзоповом языке» в официальных изданиях советская цензура позволить уже не могла[5]. Постановка действительно стала новаторской для советской сцены тех лет. Она во многом отражала умонастроения не только публики, но и рецензентов, которые безусловно чувствовали в ней своеобразный протест против «гнили» советского государства, однако все же так и не закрыли спектакль.

Обложка журнала «Советский Экран» (№ 3, 1988), посвященного 50-летию со дня рождения В. С. Высоцкого
Обложка журнала «Советский Экран»
(№ 3, 1988), посвященного 50-летию со дня рождения В. С. Высоцкого.
Фото В. Плотникова (4 февраля 1972 г.)

Многие поклонники творчества В. С. Высоцкого отмечают, что роль Гамлета стала для него одной из центральных, и, быть может, является вершиной его актерского дарования. Этому может свидетельствовать тот факт, что на многих своих выступлениях разных лет поэт высказывал свое видение образа Гамлета, его судьбы и трагедии. Сохранились несколько десятков аудиозаписей, на которых актер то от первого, то от третьего лица пытается донести до зрителей свое понимание одного из самых сложных трагических образов в мировой драматургии[6].

Зрители практически единодушно соглашались, что В. С. Высоцкий играл роль поразительно убедительно. Единственное место, которое у некоторых вызывало сомнение — знаменитый монолог «Быть или не быть»: «Забавно, что у Высоцкого получилось всё, кроме ключевого “Быть или не быть”. Я сидел на спектакле в первом ряду, смотрел и слушал, как легендарный бард повторял этот монолог трижды, то шёпотом, то на крике. И все три раза “мимо”. Высоцкий мог только “быть”»[7].

Критик В. М. Гаевский отмечал, что монолог не является центральным для спектакля, поскольку Гамлет-Высоцкий стоит перед более «узкой» дилеммой: умереть тихо, словно мышь, или достойно, как рыцарь. «Путь Гамлета — из безобразия к красоте, из мышеловки к дуэли, из мышиной возни к открытому бою»[8]. Играя со светотенью, активно используя возможности знаменитого грубо связанного занавеса Д. Л. Боровского, Ю. П. Любимов на мгновение рисует перед зрителем картины из детства и отрочества принца, где царят покой и гармония жизни. Они еще больше усиливают ощущение трагичности бытия человека, которое невозможно начать с «чистого» листа, выкинув прошлое словно черновые записи в топку. По мнению В. М. Гаевского, В. С. Высоцкий играл так, что создавалось впечатление, что Гамлет все время упорно пытается избавиться от этого чувства, живя урывками, методом бесконечных проб нового: «Драматург на один день, любовник на один вечер и, может быть, студент на один семестр»[9]. Этого принца не прельщают мирская слава и счастливая любовь в узах брака. Вернее, он не желает идти этой дорогой, поскольку весь его разум занят иным — вопросом, как смыть с себя пятна позора: «Юноша в джинсах, который мечется и изводит себя, который бьется головой об стенку, кричит на мать и чуть ли не избивает невесту, — не безумец, не скандалист, но невольник чести. Любимов поставил трагедию, в которой все подчинено одному — властной потребности Гамлетовой души смыть позор с себя и со всего, что вокруг»[10].

Спектакль и его центральный герой Гамлет-поэт действительно явились одной из значимых вех театральной истории СССР. Постановка явилась отражением духовных переживаний мыслящей части советского общества 70-х гг. XX века. А. А. Аникст так вспоминал о «Гамлете» на Таганской площади: «…Тяжелый шерстяной занавес, двигавшийся как живое существо, но конечно, в центре всего был Высоцкий. Гамлет. Он сидел на полу у задней стены ярко освещенной сцены, весь в черном; в руках у него была гитара. Если датский принц ассоциируется с каким-нибудь музыкальным инструментом, то может быть с флейтой, той, на которой не умеет играть Гильденстерн, пытавшийся правда “играть” на Гамлете. Но — гитара?! Так сразу определилась сущность нового Гамлета. И Высоцкий, и гитара — в “Гамлете” для мыслящих “академически” были кощунством. Но для тех, кто жил современностью, спектакль и образ героя сразу обретали определенность. Это наш Гамлет, человек нашего времени. Было известно: все Гамлеты страдали от того, что “пала связь времен”. Этот Гамлет будет страдать от боли и мук нашего времени... <…> На его стороне правда. И опять образ датского принца сливается с образом поэта, а не только актера. Негодует Гамлет и Высоцкий, издевается Гамлет — и Высоцкий, скорбит Гамлет — и Высоцкий. Гибнет и побеждает Гамлет — и Высоцкий»[11].

Таким образом, можно сделать вывод, что В. С. Высоцкий был блестящей находкой режиссера на роль принца Датского. Сложно представить себе другого актера тех лет, который был бы способен каждый раз настолько прочувственно и психологически точно проживать на сцене жизнь Гамлета-поэта и погибать во имя катарсиса зрителя.

Последний раз В. С. Высоцкий вышел на сцену в роли принца Датского 18 июля 1980 года. Спустя всего неделю сердце актера остановилось.

«Гамлет» на Таганке уже давно превратился в театральную легенду. И значительную роль в этом сыграл «Гамлет с гитарой» — В. С. Высоцкий.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В некоторых источниках указывается, что в этот день состоялся премьерный показ «Гамлета» Ю. П. Любимова. Однако на официальном сайте театра стоит дата 29 ноября 1971 г. Поскольку постановка обсуждалась чиновниками вышестоящих инстанции 22 ноября, то можно предположить, что 19 ноября состоялся генеральный прогон, который посетили лишь избранные персоны, в частности, и А. А. Аникст (см.: Кульгавов В. Г. «Мой Гамлет» // Кульгавов В. Г. Владимир Высоцкий — актер, поэт и исполнитель авторской песни. Иркутск, 2002. URL: http://irrkut.narod.ru/stati/Kulgavov/Glava-Kulgavov-7.htm (дата обращения: 1.12.2011).

[2] См., например: Абелюк Е. С., Леенсон Е. И. Театр и цензура // Абелюк Е. С., Леенсон Е. И. Таганка: Личное дело одного театра. М. : Новое литературное обозрение, 2007. С. 318.

[3] См., например: Бродская Е. В. Спектакль Ю. П. Любимова «Гамлет» в советской прессе начала 1970-х годов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 6. С. 124.

[4] См.: Щербаков А. Интервью длиной в двенадцать лет (1976–1988) : Интервью с Ю. П. Любимовым // Театр. 1988. № 7. С. 143–148; Абелюк Е. С., Леенсон Е. И. Ретроспектива // Указ. соч. С. 83.

[5] См.: Бродская Е. В. Указ. соч. С. 126.

[6] См., например: Владимир Высоцкий: «Иногда мне кажется, что не хватит сил» [Электр. ресурс] // Известия. URL: http://www.izvestia.ru/russia/article29210/ (дата обращения: 07.04.2011).

[7] Кедров К. Шекспирова флейта [Электронный ресурс] // Эхо планеты. URL: http://www.ekhoplanet.ru/history_2033_10553 (дата обращения: 29.10.2011).

[8] Гаевский В. М. Гамлет // Высоцкий на Таганке. М. : В/О «Союзтеатр» СТД СССР, 1988. С. 49.

[9] Там же. С. 50.

[10] Там же.

[11] Цит. по: Высоцкий В. С. Я конечно вернусь: Стихи и песни. Воспоминания. М. : Книга, 1988. С. 41–43, 46.


Лит.: Бартошевич А. В. Живая плоть трагедии // Советская культура. 1971. 14 декабря. С. 3; Силюнас В. Мужество совести // Труд. 1971. 19 декабря. С. 4; Щербаков А. Трагедия Шекспира на сцене театра на Таганке // Комсомольская правда. 1971. 26 декабря; Аникст А. А. Трагедия: гармония, контрасты // Литературная газета. 1972. 12 января. № 2. С. 8; Юткевич С. Гамлет с Таганской площади // Шекспировские чтения 1978. М. : Наука, 1981. С. 82–89; Анцыферов М. Ю. Путь к последнему приюту (Гамлет Высоцкого) // Ленинец. 1984. 24 января. № 17 (13043). С. 3; Бачелис Т. Гамлет — Высоцкий // Вопросы театра. 1987. Вып. 11. С. 123–142; Высоцкий В. С. Я конечно вернусь: Стихи и песни. Воспоминания. М. : Книга, 1988; Гаевский В. М. Гамлет // Высоцкий на Таганке. М. : В/О «Союзтеатр» СТД СССР, 1988. С. 49–61; Щербаков А. Интервью длиной в двенадцать лет (1976–1988) : Интервью с Ю. П. Любимовым // Театр. 1988. № 7. С. 143–148; Vladimir Vysotsky: Hamlet with a Guitar / Compiled by Yu. Andreev, I. Boguslavsky ; Translated by S. Roy. M. : Progress Publisher, 1990; Гершкович А. В работе над «Гамлетом» // Вагант. 1992. № 7. С. 11–15; [Высоцкий В.] Я сыграл Гамлета… // Вагант. 1993. № 1. С. 4; Демидова А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. М. : Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. С. 75–102; Кульгавов В. Г. «Мой Гамлет» // Кульгавов В. Г. Владимир Высоцкий — актер, поэт и исполнитель авторской песни. Иркутск, 2002; Владимир Высоцкий: «Иногда мне кажется, что не хватит сил» [Электр. ресурс] // Известия. 24.01.2003. URL: http://www.izvestia.ru/russia/article29210/ (дата обращения: 07.04.2011); Абелюк Е. С., Леенсон Е. И. Таганка: Личное дело одного театра. М. : Новое литературное обозрение, 2007; Бродская Е. В. Спектакль Ю. П. Любимова «Гамлет» в советской прессе начала 1970-х годов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 6. С. 123–128; Бродская Е. В. Рецепция творчества В. С. Высоцкого в советской прессе 1960-х — 1980-х гг. : Автореф. … канд. филол. наук. М., 2011; Кедров К. Шекспирова флейта [Электронный ресурс] // Эхо планеты. 21.04.2011. URL: http://www.ekhoplanet.ru/history_2033_10553 (дата обращения: 29.10.2011).

Б. Н. Гайдин


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры», осуществляемого при поддержке РГНФ (№ 11-34-00221а1).


См. также:


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. Высоцкий Владимир Семёнович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». 2011–. URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4284.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).


Кадры последнего выступления В. С. Высоцкого в роли Гамлета (18.07.1980)
Съёмка Петра Солдатенкова


Последнее обновление: 4.11.2016.


Назад