RUS
ENG

БАРТОШЕВИЧ Алексей Вадимович

05 декабря 2016
В середине осени 2016 г. в музыкальной жизни столицы появился новый молодежный проект OPUS UNIVERSUM. Необычное латинское название, глубина идеи, оригинальность стройно расположенных программ, яркий артистический кворум составляют его неповторимый облик. К числу индивидуальных черт этой идеи можно причислить и концепцию анонсирования. На официальном сайте и страницах в социальных сетях публикуются фото- и видеорепортажи не только о главных событиях проекта, но и о репетициях, будничных событиях жизни артистов академического мира. Есть и ответы на вопросы слушателей концертных программ.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Алексей Вадимович Бартошевич
Алексей Вадимович Бартошевич

Алексей Вадимович Бартошевич [р. 4.12.1939, Москва] — русский театровед, шекспировед.

Родился в театральной семье, тесно связанной с МХАТом, А. В. Бартошевич — внук В. И. Качалова и сын Вадима Васильевича Шверубовича, основателя постановоч­ного факультета Школы-студии МХАТ. В 1961 г. он окончил театроведческий факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне РИТИ), в 1964 г. — аспирантуру при том же институте. Развивает традиции своих учителей — Г. Н. Бояджиева, А. А. Аникста. Заведующий кафедрой истории зарубежного театра РИТИ, заведующий отделом современного западного искусства Государственного института искусствознания. Преподает в РИТИ курс истории зарубежного театра, в котором большое место занимает Шекспир и связанные с его творчеством аспекты истории театра. Доктор искусствоведения (1985), профессор (1986), заслужен­ный деятель науки (1996). Лауреат премии К. С. Стани­славского. Лауреат театральной премии «Чайка» (2004) в номинации «Патриарх». В 1987–1991 гг. был секретарем Союза театральных деятелей СССР. Став одним из наиболее ярких шекспироведов России, получив в этом качестве международное признание, А. В. Бартошевич является председателем Шекспиров­ской комиссии при научном совете «История мировой культуры» РАН, а также (с 1996 г.) членом исполкома Международной шекспировской ассоциации.

А. В. Бартошевич в театре «Глобус»
А. В. Бартошевич в театре «Глобус»

Углубленное исследование творчества Шекспира было начато А. В. Бартошевичем в его кандидатской диссер­тации («Народно-гуманистические основы комедии Шекспира. (Вопросы поэтики)», ГИТИС, 1965), продол­жено в докторской диссертации («Сценическая история драматургии Шекспира в Англии конца XIX — середины XX века. Основные этапы и тенденции», ВНИИ искусствознания, 1985). В монографии, опубликованной в связи с защитой, рассматривались такие вопросы, как стиль шекспировского спектакля в викторианском театре; эстетическое движение и викторианский театр; опыты Эдварда Годвина; жизнь Фрэнка Бенсона; «Пиршество для глаз» и Уильям Поул; шекспировский цикл Гренвилл Баркера; Шекспир в духе джаза; шекспировский театр 30-х годов: поиски стиля, «Политическое десятилетие» и Шекспир (перечислены разделы монографии «Шекспир на английской сцене, конец XIX — первая половина XX в.: Жизнь традиций и борьба идей»).

Исключительная наполненность мыслями и фактами, многие из которых не были осмысленны до того, как ученый включил их в научный оборот, делают работы А. В. Бартошевича эталонными для отечественного шекспироведения. Он убедительно показал, что литерату­роведческого исследования Шекспира недостаточно, для более точных выводов необходимо привлечь арсенал театроведческого исследования. Это положение не только получило научное обоснование, но и обрело просветительскую форму в циклах телепередач, которые А. В. Бартошевич ведет на телевидении (преимущественно на канале «Культура», в том числе такие, как «Шекспир. ХХ век», «Человек из Стратфорда», «Питер Брук», «Режиссеры современного Запада» и др.).

Работы А. В. Бартошевича,
посвященные У. Шекспиру и шекспировскому театру:

Бартошевич Алексей Вадимович1. Бартошевич А. Комедия Шекспира и карнавальная традиция // Театр. 1964. № 12. С. 57–62.

2. Бартошевич А. В. Мир шекспировских комедий // Науч. докл. высш. школы. Филол. науки. 1964. № 1. С. 70–82.

3. Бартошевич А. Народно-гуманистические основы комедии Шекспира. (Вопросы поэтики): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1965. 20 с.

4. Бартошевич А. Комедия предшественников Шекспира // Шекспировский сборник. 1967 / Под ред. А. Аникста. М.: ВТО, 1968. [1969].

5. Бартошевич А. «Конец — делу венец» // Сов. культура. 1967. 21 дек.

6. [Постановка Д. Бартона. Гастроли Королевского Шекспировского театра в Москве].

7. Бартошевич А. В. Шекспир // История зарубежного театра: В 3 ч. Ч. 1: Театр Западной Европы / Под общ. ред. Г. Н. Бояджиева. М.: Просвещение, 1971. С. 192–210.

8. Бартошевич А. Канадский Шекспир // Сов. культура. 1973. 2 марта. [ «Укрощение строптивой» и «Король Лир» в канадском Стратфордском театре. Гастроли в Москве].

9. Бартошевич А. «Ричард III». Манфреда Векверта // Театр. 1973. № 6. С. 134–138. [Немецкий театр. Берлин].

10. Бартошевич А. Инки и иллирийцы на сцене театра «Проспект» // Сов. культура. 1974. 14 мая. [«Двенадцатая ночь» в английском театре «Проспект». Гастроли в Москве].

11. Бартошевич А. Римская трагедия Шекспира // Театр. 1974. № 5. С. 8–12. [«Юлий Цезарь» в Театре им. Руставели. (Тбилиси, 1973 г.). Постановка М. Туманишвили].

12. Бартошевич А. Стратфордские «римляне» // Театр. 1974. № 6. С. 132–134. [ «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тит Андроник», «Юлий Цезарь» в Королевском Шекспировском театре (Стратфорд) в постановке Т. Нанна].

13. Бартошевич А. «Макбет» в Минске // Сов. культура. 1974. 17 дек. [Спектакль минского Рус. драм, театра, постановка Б. Луценко].

14. Бартошевич А. В. Комическое у Шекспира: Лекция по курсу «Шекспир» для студентов театровед. фак. театр, вуза. М.: ГИТИС им. А. В. Луначарского, 1975. 49 с.

15. Бартошевич А Перикл с Трафальгарской площади // Театр. 1975. № 6. С. 126–127. [«Перикл» в постановке труппы «Проспект компани» (Англия). Реж. Т. Робертсон].

16. Фестиваль Театра Наций // Театр. 1976. № 1. С. 120–134. [Впечатления А. Бартошевича от спектакля Стокгольмского театра «Двенадцатая ночь» в постановке И. Бергмана — с. 127].

17. Бартошевич А. Диалоги с Шекспиром // Театр. 1976. № 6. С. 53–61. [«Ричард III» в Украинском драм. театре им. М. Заньковецкой (Львов). Реж. С. Данченко. В роли Ричарда — Ф. Стригун; «Ричард III» в Театре им. В. Кингисеппа (Таллин). Пост. Вольдемара Пансо. В главной роли Э. Коппель;  «Макбет» в Русском драм. театре (Минск). Пост. Б. Луценко. В роли Макбета Р. Янковский].

18. Бартошевич А. Великое ремесло Шекспира // Театр. 1976. № 12. С. 114–115. [Рец. на кн.: Аникст А. Шекспир / Ремесло драматурга. М., 1973].

19. Бартошевич А Фестиваль в Варшаве (Спектакли и проблемы) // Вопросы театра: Сб. статей. М., 1977. С. 340–373.

20. Бартошевич А. «Политическое десятилетие» в Англии и Шекспир // Театр. 1978. № 8. С. 119–126.

21. Бартошевич А. Праздничность трагедии // Сов. культура. 1978. 27 окт. [«Кориолан» в Армянском академическом театре им. Г. Сундукяна. Пост. Р. Капланяна; Худож. Е. Софронов. Кориолан — X. Абрамян. К гастролям в Москве].

22. Бартошевич А. Лир Михаила Царева // Сов культура. 1979. 16 нояб. С. 5.

23. У. Шекспир. Вопросы сценической интерпретации / Сост. Ю. Фридштейн; предисл. А. Бартошевича // Театр: Науч. реф. сб. Вып. 1. М., 1980.

24. Бартошевич А. Королевский Шекспировский показывает // Театр. 1980. № 1. С. 112–118. [«Генрих VI» и «Кориолан» в пост. Т. Хэндза (в главных ролях — Алан Хауард); «Буря» — композиция экспериментальной студии П. Симонса и пост. К. Уильямса в Королевском Шекспировском театре].

25. Бартошевич А. Комедия властолюбия // Сов. Россия. 1980. 5 ноября. [Спектакль Театра им. Ш. Руставели «Ричард III». Пост. Р. Стуруа. Худож. М. Швелидзе. Музыка Г. Канчели. В главной роли — Р. Чхиквадзе].

26. Бартошевич А Мирозданью современный: О книге Л. Е. Пинского «Шекспир Основные начала драматургии» // Театральная правда: Сб. статей. Тбилиси, 1981. С. 410–417.

27. Бояджиев Г. Н., Бартошевич А. В. Английский театр // История зарубежного театра: В 4 ч. Ч. 1: Театр Западной Европы от Античности до Просвещения / Под ред. Г. Н. Бояджиева и А. Г. Образцовой / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 161–201 (в том числе глава А. В. Бартошевича «Шекспир» — С. 178–198).

28. Бартошевич А. Шекспир в английском театре в период между двумя войнами // Шекспировские чтения 1978 / Под ред. А. Аникста. М.: Наука, 1981.

29. Бартошевич А. «Пиршество для глаз» и Уильям Поул // Театр. 1981. № 7. С. 120–129. [В очерке об английском режиссере (1852–1943) — о его шекспировских постановках].

30. Бартошевич А. Шекспир в Армении // Сов. культура. 1981. 25 дек. С. 5. [К итогам фестиваля шекспировских спектаклей в Ереване].

31. Бартошевич А. Жизнь сэра Фрэнка Бенсона [1858–1939] // Театр. 1982. № 10. С. 136–143. [О шекспировских ролях английского актера руководителя труппы ежегодно в течение 30 лет выступавшей в Стратфордском Мемориальном театре (1886–1916)].

32. Бартошевич А. Шекспир, Англия, 1981 // Театр. 1982. № 4. С. 132–138. [Спектак­ли Королевского Шекспировского театра «Троил и Kpecсида» (пост. Терри Хэндза), «Сон в летнюю ночь» и «Венецианский купец» (пост. Джона Бартона), авангардистское решение комедии «Сон в петнюю ночь» труппой Линдсея Кэмпа].

33. Бартошевич А. На празднестве Шекспира // Театр. 1982. № 6. С. 40–49. [Шекспировский театральный фестиваль в Ереване. Обзор спектаклей].

34. Бартошевич А. Король Лир // Михаил Царев Жизнь и творчество / Отв. ред. П. А. Марков. М.: ВТО, 1983. С. 539–548.

35. Бартошевич А Мирообъемлющий гений. К 420-летию со дня рождения В. Шекспира // Сов культура. 1984. 21 апр. № 48. С. 5.

36. Бартошевич А. В. Сценическая история драматургии Шекспира в Англии конца XIX — середины XX века. Основные этапы и тенденции : Автореф. дис. … доктора искусствоведения. М., 1985. 50 с.

37. Бартошевич А. В. Шекспир на английской сцене, конец XIX — первая половина XX в.: Жизнь традиций и борьба идей / Отв. ред. А. А. Аникст. М.: Наука, 1985. 303 с.

38. Бартошевич А Поэзия и правда // Сов. культура. 1986. 5 июня. № 61. С. 5. [«Буря» в Белорусском акад. театре им. Я. Купалы, Минск. Реж. В. Раевский. Худож. Б. Герлован. В роли Просперо — А. Милованов].

39. Бартошевич А. В. Поэтика раннего Шекспира: Лекция по курсу «История зарубеж. театра» для студентов театр, вузов — М: ГИТИС, 1987. 55 с.

40. Бартошевич А. Сценическая судьба трагедий Шекспира (70–80-е годы). На материале театра национальных республик // Классика и современность. Проблемы советской режиссуры 60–70-х годов / Отв. ред. А. М. Смелянский. М.: ВНИИ искусствознания, 1987. С. 46–89.

41. Бартошевнч А. Чарлз Флауэр и «Большой мир» // Шекспировские чтения 1985 / Под ред. А. А. Аникста. М.: Наука, 1987.

42. Бартошевич А. [Рецензия] // Искусство кино. 1987. № 1. С. 126. [Рец. на кн.: Коттрелл Дж. Лоренс Оливье. М., 1985].

43. Бартошевич А. Что ему Гекуба? // Театр. 1987. № 7. С. 46–51.

44. Бартошевич А. Поэтика раннего Шекспира. М., 1987.

Алексей Вадимович Бартошевич45. Бартошевич А. В. Для кого написан «Гамлет» // Театр. 1992. № 5. С. 128–142.

46. Бартошевич А. Шекспир. Англия. ХХ век. М. : Искусство, 1994. 413 с., [32] л. илл.

47. Бартошевич А. Шекспир, заново открытый // Шекспир У. Комедии и трагедии / Пер. с англ. О. Сороки. М.: Аграф, 2001.

48. Бартошевич А. В. Шекспировские спектакли ХХ века // Театр ХХ века. М., 2004.

49. Бартошевич А. В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2013. 578 с. ISBN 978-5-87334-099-6

50. Бартошевич А. В. Хроника шекспировского года // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 224–235.

51. Бартошевич А. В. Для кого написан «Гамлет»: Шекспир в театре. XIX, XX, XXI… М. : Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2014. — 638 с. ISBN 978-5-91328-164-7

(Список предполагается расширить).

Н. В. Захаров, Вл. А. Луков

Фото: vpolete | «Экран и сцена» | MySLO


См. также:


Историко-публицистическая программа «Власть факта».

Театр в истории

Театральные подмостки издавна, со времен античного театра были не только местом развлечений, на них зачастую вершились судьбы государств. Считается, что Шекспир был близок королеве Елизавете, Мольер — Людовику. «Женитьба Фигаро» Бомарше стала предвестием французской революции. Первое российское театральное представление состоялось во дворце царя Алексея Михайловича, и только со времен Елизаветы Петровны театры обрели свои отдельные здания. Это был диалог власти с театром. Нерон мнил себя актером, Сталин — театральным и балетным критиком, а Гитлер пытался писать либретто в духе Вагнера. В СССР Большой театр стал одним из символов нового государства. Обладает ли сегодня театр той же властью, что и прежде? Включены сюжеты: «Римский театр», «Макбет», «Театр на Таганке». Гости: профессор РАТИ Алексей Бартошевич и театральный критик, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова.


Лекция А. В. Бартошевича «Страшный сон о Шекспире»

4 июня 2012 г. на сцене проекта «Платформа» прошла открытая лекция ведущего российского шекспироведа и театрального критика Алексея Вадимовича Бартошевича, посвящённая пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Алексей Бартошевич принимает поздравления с 75-летием

Документальный фильм «Сладкий яд театра» (Россия, 2009)

Алексей Вадимович Бартошевич, историк театра, в проекте Share Your Shakespeare

Лекция «Шекспир — человек театра. Тогда и теперь».
Арт-фестиваль «Сад гениев» в Ясной Поляне, 6 июля 2016 г.

Последнее обновление: 4.11.2016.


Назад