RUS
ENG

ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Сергей Иосифович Юткевич
Сергей Иосифович Юткевич

Сергей Иосифович Юткевич [15(28).12.1904, Санкт-Петербург — 23.04.1985, Москва] — советский режиссёр, художник, теоретик кино. Доктор искусствоведения (1941), профессор (1939), дважды лауреат Сталинской (1941, 1947) и Государственной премии СССР (1967, 1983), Народный артист РСФСР (1957), Народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974). Член ВКП(б) с 1939 года. Единственный на данный момент отечественный режиссёр, который был трижды удостоен приза Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший режиссёр». Обладатель премии «Золотой лев» за вклад в мировое киноискусство на Венецианском междуна­родном кинофестивале (1982).

Родился в семье петербургского инженера Иосифа Ивановича Юткевича (1877–1972) и Наталии Ми­хайловны Юткевич (урожд. Лавровой; 1880–1953). Учился в частной гимназии С. Н. Гревениц и К. А. Голенковской, где получил хорошее образо­вание. Администрация учебного заведения большое внимание уделяло эстетическому воспитанию детей, поэтому они часто посещали петербургские театры. В эти же годы будущий режиссёр впервые столкнулся с «чудом» кинематографа: при первой возможности он бежал в один из киноиллюзионов, в большом коли­честве появлявшихся в то время в Петербурге.

Во время Октябрьской революции семья отдыхала на Украине в Славянске, затем переехала в Харьков, где юный Сергей учился живописи в художественной «Студии», организованной Э. А. Штейнбергом и А. Н. Гротом. Переехав в Киев, учился в школе живописи авангардистки А. А. Экстер, подружился с Г. М. Козинцевым и А. Я. Каплером. Начал работать в различных театрах Киева и Севастополя как художник, актёр и помощник режиссёра.

В 1921–1923 гг. учился в Москве в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством В. Э. Мейерхольда, а также в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В это же время работал в театральной мастерской «Мастфор», которую возглавлял Н. М. Фореггер. Здесь Юткевич вместе с С. М. Эйзенштейном, с которым он познакомился в августе 1921 г. на приемных экзаменах в ГВЫРМ, занимался оформлением спектаклей (Юткевич, 1960: 220).

В 1922 г. они вместе получают первый опыт работы с шекспировским текстом: режиссёр В. В. Тихонович задумал поставить трагедию «Макбет» со своей женой О. А. Голубевой (?) в роли леди Макбет в Центральном просветительском театре и пригласил Эйзенштейна поработать над сценографией спектакля. Тот написал письмо Юткевичу, находившемуся в то время в Петрограде, с предложением присоединиться к проекту. Сергей Иосифович вспоминал об этом «первом обращении к Шекспиру» следующее: «Помещением для спектакля был выбран Дом театрального просвещения имени Поленова, расположенный вблизи зоопарка и мало­приспособленный для театра; в нем был небольшой зал для самодеятельных спектаклей. Но задача оформить шекспировскую трагедию была слишком соблазнительна, и мы с Эйзенштейном рьяно принялись за макет. Режиссёр не имел каких-либо определенных идей о том, как надо ставить “Макбета”. Мы с Эйзенштейном предложили следующее решение: спектакль должен идти без занавеса, на единой архитектурной установке, трансформирующейся лишь привнесением отдельных деталей. Мы соорудили площадку, разрешенную пространственно, не без влияния идей Адольфа Аппиа. На первый план вынесли огромный светильник в виде башни. Он же впоследствии по ходу действия служил то каморкой привратника, то входом в замок, так как окружала его изогнутая лестница. Мы предложили также изгнать цвет из декорации, обтянув всю ее нейтральным серым холстом. Меняться должен был только свет и цвет неба на заднике, а вся гамма спектакля, по нашей мысли, должна была быть выдержана в трех цветах: черном, золоте и пурпуре» (там же: 234–235).

Спектакль успеха не имел и продержался в репертуаре всего лишь неделю. Однако этот «неудачный» опыт был во многом решающим для того, чтобы оба художника начали задумываться о собственных театральных постановках. По мнению С. И. Юткевича, сохранившиеся эскизы к «Макбету» говорят о том, «с каким постоянством и последовательностью разрабатывал Эйзенштейн систему образов, взволновавших его фантазию. В набросках шлемов шотландских воителей можно без труда найти сходство с “псами-рыцарями” из “Александра Невского”, осуществленного четверть века спустя» (там же: 235).

Привратник из спектакля «Макбет». Рисунок С. М. Эйзенштейна (1922) 

Привратник из спектакля «Макбет».
Рисунок С. М. Эйзенштейна (1922)

В 1922 г. был выпущен манифест «Эксцентризм», в котором были сформулированы теоретические постулаты Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). Кроме Юткевича авторами манифеста были будущие известные режиссёры Г. М. Козинцев, Г. К. Крыжицкий и Л. З. Трауберг.

В 1925 г. С. И. Юткевич дебютировал в качестве режиссёра и сценариста (совм. с С. Грюнбергом) в короткометражной комедии «Даёшь радио!», рассказывающей о жизни беспризорников (фильм не сохранился). Получил киноопыт как художник-постановщик картин «Предатель» (1926) и «Третья Мещанская» (1927) А. М. Роома. Был принят в Первую московскую Госкинофабрику. В 1926 г. получает должность руководителя «Экспериментального киноколлектива Юткевича», продолжает работать как в театре, так и в кино. В 1928 г. снимает свой первый полнометражный фильм «Кружева», в котором экспериментирует с формами и активно использует возможности киномонтажа в поисках нового киноязыка. В 1929 г. на киностудии «Совкино» выходит его второй фильм «Черный парус», в котором рассказывается о комсомольцах, борющихся со спекулянтами.

В 1928 г. С. И. Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме», где проработал в течение 10 лет. В начале 1930-х гг. он снимает фильмы «Златые горы» (1931) и «Встречный» (1932, совм. с Ф. М. Эрмлером), в центре внимания которых жизнь рабочих на заводах. Музыку для «Встречного» написал Д. Д. Шостакович. В это время Юткевич начинает отходить от формализма, который теперь был объявлен идеологически чуждым новому советскому строю, к соцреализму. Следующие его фильмы «Как будет голосовать избиратель» (1937), «Шахтеры» (1937), «Яков Свердлов» (1940) можно назвать яркими примерами того, как сильно советская власть в то время контролировала киноискусство, вынуждая режиссёров и сценаристов в корне изменить подход к созданию фильмов.

Интересно мнение П. А. Багрова о том, что С. И. Юткевич «на самом деле никак не мог вписаться в этот злосчастный соцреализм. Когда все причесывается под одну гребенку, противостоять этому может только художник страстный, художник, у которого есть “своя тема”. О чем бы ни делал кино такой художник, всегда эта тема пробьется наружу и произведет тем самым, быть может, даже более сильный эффект — как сейчас сказали бы, на “архетипическом” уровне. У Юткевича такой темы не было и быть не могло. А он, по природе своей, не мог не быть в авангарде — куда бы ни направляли этот авангард. Вот тут и начинается “общественно-политическая” карьера Сергея Юткевича: для многих она навсегда затмит его фильмы» (Багров, 2005: Электронный ресурс).

В 1938 г. выходит его картина «Человек с ружьём» — его первый опыт обращения к образу В. И. Ленина. Его «лениниану» многие исследователи считают ведущей в его творчестве. Кроме «Человека с ружьём» он снял еще три фильма о вожде мирового пролетариата: «Рассказы о Ленине» (1957), «Ленин в Польше» (1966; приз XIX Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший режиссёр»), «Ленин в Париже» (1981).

В конце 1930-х гг. С. И. Юткевич вновь возвращается в Москву, где продолжил преподавательскую деятельность, которую начал еще в конце 20-х гг. Работал в Институте искусствознания, преподавал режиссёрское мастерство во ВГИКе.

В 1938–1944 гг. занимал пост художественного руководителя студии «Союздетфильм». В 1939–1946 гг. был главным режиссёром Ансамбля песни и пляски НКВД. В годы Великой отечественной войны снял сатиристические короткометражные ленты «Новые рассказы бравого солдата Швейка», «Эликсир бодрости», «Белая ворона» (вошли в «Боевой киносборник № 7», 1941), фильмы «Швейк готовится к бою» (1942), «Новые похождения Швейка» (1943). В 1944 г. посетил Францию, где снял документальный фильм «Освобожденная Франция». В 1945 г. вышел его фильм в жанре музыкальной киноповести «Здравствуй, Москва!». В 1948 г. — кинокартина «Три встречи», которая состоит из трех новелл об участниках Великой Отечественной войны, вернувшихся к мирной жизни. Одну из новелл снял Юткевич, остальные две — В. И. Пудовкин и А. Л. Птушко.

В послевоенные годы подвергся опале и в 1949 г. был уволен из ВГИКа и Института искусствознания. Причиной послужила снятая им в 1947 г. на «Мосфильме» кинолента «Свет над Россией» по пьесе Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты» (1939 — 1 ред., 1956 — 4-я ред.), которая вызвала критику начальства за «неправильное» представление образа В. И. Ленина, а также за сцену свидания героев фильма в кафе поэтов, где звучит «Незнакомка» А. А. Блока. В итоге картина в прокат не вышла.

Только в 1951 г. С. И. Юткевич смог снять кинофильм «Пржевальский», повествующий о знаменитом русском учёном-путешественнике. Следующая работа Юткевича — советско-албанский фильм «Великий воин Албании Скандербег» (1953), за который он в 1954 г. получил свою первую премию Каннского кинофестиваля как лучший режиссёр.

В 1954 г. режиссёр вновь начинает преподавать во ВГИКе. В 1950–1960-х гг. активно участвует в театральной жизни. В Московском академическом театре сатиры С. И. Юткевич ставит спектакли по пьесам В. В. Маяковского «Баня» (1953, совм. с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком) и «Клоп» (1955, совм. с В. Н. Плучеком). В 1960–1965 гг. занимал пост главного режиссёра Студенческого театра МГУ, где поставил «Сердце у меня одно» Г. И. Полонского (1961), «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта (1965, совм. с М. А. Захаровым), «Хочу быть честным» В. Н. Войновича (1967).

Кинокартина «Отелло» (1955) С. И. Юткевича стала первой цветной экранизацией одноименной трагедии У. Шекспира в истории мирового кинематографа, заглавную в которой роль ярко сыграл С. Ф. Бондарчук.

Афиша фильма «Отелло» С. И. Юткевича

Афиша фильма «Отелло» С. И. Юткевича

В 1962 г. на студии «Союзмультфильм» снял полнометражный анимационный фильм по пьесе В. В. Маяковского «Баня» (совм. с А. Г. Карановичем), в котором вновь проявился его талант работать с техникой киноколлажа (сочетание игры живых актёров, документальной хроники, рисованной и кукольной мультипликации). В 1968 г. выходит среднеметражный фотофильм «Бежин луг» (совм. с Н. И. Клейманом) — версия утраченного фильма С. М. Эйзенштейна 1935 года. В том же году его усилиями был восстановлен фильм «Барышня и хулиган» 1918 года, в которой снимался В. В. Маяковский. В 1969 г. на экраны вышла советско-французская лента «Сюжет для небольшого рассказа», в которой повествуется о жизни А. П. Чехова во время работы писателя над пьесой «Чайка». В 1976 г. был снят фильм «Маяковский смеется» по мотивам пьесы «Клоп» и сценария «Позабудь про камин», в котором режиссёр снова использовал эстетику киноколлажа.

В начале 1980-х гг. С. И. Юткевич на сцене Московского музыкального камерного театра поставил драматические произведения А. А. Блока «Балаганчик» и «Незнакомка», успев осуществить свою давнюю мечту.

С. И. Юткевич без всякого сомнения был талантливым кинохудожником со своим оригинальным режиссёрским почерком, многие режиссёрские приемы которого стали новаторскими. Ему принадлежит большое количество статей и очерков о теории, эстетике, истории кино и театра. В некоторых из них он предложил свое понимание содержания различных пьес Шекспира и свое видение того, как можно экранизировать шекспировские произведения, свою критику работ О. Уэллса, Л. Оливье, Г. М. Козинцева и др.

С. И. Юткевич скончался 23 апреля 1985 г., в день рождения и смерти любимого им У. Шекспира. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Б. Н. Гайдин


Соч.: Эксцентризм / Г. М. Козинцев, Г. К. Крыжицкий, Л. З. Трауберг, С. И. Юткевич. [Петроград] : [б. и.], 1922 (5-я Гос. тип.). 15 с.; Юткевич С. И. Макс Линдер : [Жизнь — работа — смерть]. 2-е изд. М. ; Л. : Кино-изд-во Р.С.Ф.С.Р., 1926. 16 с.; Юткевич С. И. Человек на экране. Четыре беседы о киноискусстве. Дневник режиссёра. М. : Госкиноиздат, 1947. 280 с.; Юткевич С. И. В театрах и кино свободного Китая. М. : Искусство, 1953; Искусство Народной Албании. М. : Искусство, 1958. 103 с.; Юткевич С. И. Режиссёрский замысел фильма // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 13–47; Юткевич С. И. Рождение мизансцены // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 48–91; Юткевич С. И. «Отелло», каким я его увидел // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 92–145; Юткевич С. И. Сага о Сканденберге // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 146–159; Юткевич С. И. Путь к образу // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 160–180; Юткевич С. И. Работая над Маяковским // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 181–202; Юткевич С. И. Константин Мараджанов // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 205–219; Юткевич С. И. Сергей Эйзенштейн // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 220–265; Юткевич С. И. Всеволод Пудовкин и его фильм «Мать» // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 266–279; Юткевич С. И. Николай Хмелев и кино // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 280–288; Юткевич С. И. Сэр Джон Фальстаф и мистер Чарльз Чаплин // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 289–319; Юткевич С. И. Пикассо без тайны // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 320–339; Юткевич С. И. В театрах свободного Китая // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 343–390; Юткевич С. И. Гамлет возвращается на родину// Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 391–404; Юткевич С. И. Путешествие с Гейне в кармане // Юткевич С. И. Контрапункт режиссёра. М. : Искусство, 1960. С. 405–447; Юткевич С. И. О киноискусстве : избранное. М. : Изд-во АН СССР, 1962. 363 с.; Юткевич С. И. Разгадка поэзией. М., 1968. 37 с.; Франция кадр за кадром. М. : Искусство, 1970; Юткевич С. И. Введение в тему // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 5–13; Юткевич С. И. Короли и кроты («Генрих V» и «Ричард III» Лоуренса Оливье) // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 14–32; Юткевич С. И. О трех «Гамлетах», одной «Офелии», двух клоунах и Призраке // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 33–70; Юткевич С. И. От гражданина Кейна до сэра Джона Фальстафа, или краткая история величия и падения мистера Орсона Уэллса // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 71–113; Юткевич С. И. Маски Акиры Куросавы // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 114–121; Юткевич С. И. // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 114–121; Юткевич С. И. Шекспир по-итальянски («Укрощение строптивой» и «Ромео и Джульетта» Франко Зеффирелли) // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 122–141; Юткевич С. И. Цена шпаги (Фильм Григория Козинцева «Король Лир») // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 142–161; Юткевич С. И. В окрестностях Шекспира // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 162–190; Юткевич С. И. «Отелло», каким я его увидел // Юткевич С. И. Шекспир и кино. М. : Наука, 1973. С. 193–222; Юткевич С. И. Поэтика режиссуры: театр и кино / [ВНИИ киноискусства Госкино СССР]. М. : Искусство, 1986. 465, [2] с.; Юткевич С. И. Собр. соч. : в 3 т. / сост. и ред. М. З. Долинский ; вступ. ст. Р. Юренева. М. : Искусство, 1990. Т. 1: Молодость. 332, [2] с.; Юткевич С. И. Собр. соч. : в 3 т. / сост. и ред. М. З. Долинский ; вступ. ст. Р. Юренева. М. : Искусство, 1991. Т. 2: Путь : [воспоминания о кино 30–70-х гг.]. 477, [2] с.; Yutkevich S. My Way with Shakespeare // Films and Filming. 1957. Vol. 4. No. 1. P. 8, 32.

Лит.: Молдавский Д. С Маяковским в театре и кино : книга о С. Юткевиче. М. : ВТО, 1975. 399 с.; Долинский М. Связь времен [О С. И. Юткевиче]. М. : Искусство, 1976. 327 с.; Багров П. А. Советский денди. Сюжет для небольшого романа [Электронный ресурс] // Сеанс. 2005/ № 21/22: Трудно быть богом. Февраль. URL: http://seance.ru/n/21-22/yubiley-sergey-yutkevich/yutkevich/ [архивировано в WaybackMachine].


Статья подготовлена в рамках проекта «Шекспир в современной русской культуре: национальное и глобальное», осуществляемого при поддержке Совета по грантам Президента РФ (МК-1182.2017.6).


Художественный фильм «Отелло» С. И. Юткевича


См. также:


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. Юткевич Сергей Иосифович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». 2017–. URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4974.html [архивировано в WebCite | WaybackMachine] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Последнее обновление: 6.12.2017.


Назад