RUS
ENG

ГРЕЙВЗ (ГРЕЙВС) Роберт фон Ранке

14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Роберт фон Ранке Грейвз
Роберт фон Ранке Грейвз

Грейвз (Грейвc) Роберт фон Ранке  (Robert von Ranke Graves) [24.07.1895, Уимблдон, Южный Лондон — 7.12.1985, Дейя, Мальорка] — английский писатель и литературный критик. Родился в семье ирландского поэта и фольклориста А. П. Грейвза. Окончил Оксфордский университет. Участник Первой мировой войны. В 1926–1929 гг. был профессором английского языка и литературы в Каирском университете. В 1929–1954 гг. Грейвз жил на о. Мальорка, во Франции, Англии, снова на Мальорке, в 1954–1955 гг. он работал профессором Кембриджского университета, в 1961–1966 гг. был профессором Оксфордского университета.

С 1916 г. Грейвз публиковал стихи, прозу, литературно-критические статьи. Известность Грейвза связана с поэтическим творчеством («Избранные стихи», 1938; «Стихи. 1938–1945», 1946; и др.), романами из истории Древнего Рима («Я, Клавдий», 1934; «Божественный Клавдий», 1934), переводами Гомера, Теренция, Апулея, Омара Хайяма. Кумиром феминизма писателя сделали его книги «Белая богиня» (1948) и «Маммона и Черная богиня» (1965), в которых излагается психотерапевтическая теория поэзии, подлинный язык поэзии возводится к матриархату эпохи палеолита и связывается с мифом о богине-Луне или Музе (Белой богине, к которой Грейвз позже добавил ее «таинственную сестру» — Черную богиню, очевидно, под влиянием увлечения суфизмом). Этой подлинной поэзии («поэзии Музы», основанной на вдохновении) Грейвз противопоставил линию Аполлона («интеллектуальную поэзию», рожденную патриархатом и представленную Вергилием, Д. Милтоном, А. Поупом и др.). Подлинные поэты, утверждал Грейвз, продолжают тайно служить Музе, женскому началу. Гениальные поэты, по Грейвзу, отличаются способностью ставить «диагнозы ситуации» и видеть способы исцеления, в чем сохраняется психотерапевтическая функция поэзии.

Могила Роберта Грейвса в Дейе
Могила Роберта Грейвза в Дейе.

В книге о Белой богине нашлось место и для характеристики творчества У. Шекспира. Грейвз писал: «…о поэтах можно судить по тому, насколько точно они изображают Белую Богиню. Шекспир знал о Ней и побаивался Ее… Намного достовернее Белая Богиня изображена в “Макбете”, где Она — Тройственная Геката, верховодящая у котла Ведьм, ибо именно дух Гекаты вселился в Леди Макбет и подвиг Ее на убийство короля Дункана; или в образе величественной и распутной Клеопатры, от любви которой погибает Антоний. Последний раз Белая Богиня появляется у Шекспира как “проклятая Колдунья Сикоракса” в “Буре”».

Грейвзу принадлежит высказывание о Шекспире, перепечатывающееся во многих собраниях афоризмов: «Удивительно то, что Шекспир действительно очень хорош, несмотря на всех тех людей, которые говорят, что он очень хорош».


Соч.: Collected poems. L., 1938; I, Claudius. L., 1934; The White Goddess: A Historical Grammar of Poetic Myth. L., 1948; Man Does, Woman Is. L., 1964; Mammon and the Black Goddess. L., 1965; Collected Poems 1975. L., 1975; в рус. пер. — Скрипка за пенни: Стихи. М., 1965; Белая богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. СПб. ; М., 1999.

Лит.: Борхес Х. Л. Предисловие // Белая богиня: Избр. главы. СПб., 2000; Красавченко Т. Н. Грейвз // Западное литературоведение ХХ века. М., 2004; Seymour-Smith M. R. Graves: His life and work. L., 1983.

Вл. А. Луков

Фото: Wikipedia,
javierlasheras.wordpress.com


Назад