RUS
ENG

ХЬЮЗ Ленгстон

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Ленгстон Хьюз
Ленгстон Хьюз

Хьюз Джеймс Мёрсер Ленгстон (James Mercer Langston Hughes) [1.02.1902, Джоплин, Миссури, США — 22.05.1967, Нью-Йорк] — выдающийся афроамериканский поэт, романист, публицист и общественный деятель. Он был одним из новаторов, использовавших джазовую форму в большой поэзии, стал одним из вдохновителей уникального для американской культуры движения, известного как «Гарлемский Ренессанс», создал моду на стиль би-боп.

Свои первые стихи Хьюз написал еще будучи школьником, но настоящий литературный дебют состоялся в 1921 г., когда журнал «Кризис» (“The Crisis”) опубликовал его поэму. Получил прекрасное образование: сначала учился в Колумбийском университете (который покинул после года обучения в 1922 г. из-за расовой неприязни к себе), затем в университете им. А. Линкольна в Филадельфии (1929). Несмотря на то, что Хьюз родился во влиятельной негритянской семье, а его двоюродный дед был известным политическим деятелем, первым чернокожим, который был избран в конгресс США от Виргинии, он достаточно долгое время перебивался случайными заработками, матросом побывал в Европе, Африке и только потом стал профессиональным литератором. В 1932–33 гг. он посетил СССР. Итогом поездки стала публикация в 1934 г. книги «Негр смотрит на советскую Среднюю Азию».

В ранних стихах Хьюз воспевал духовные и моральные ценности простых американцев, широко использовал фольклор, в частности, традиции негритянской песни, духовной и джазовой музыки. Для поздней лирики Хьюза характерен синтез разнообразных жанровых традиций, ориентация на социальные аспекты межрассовых взаимоотношений. Всего Хьюз издал шестнадцать поэтических книг: «Грустные блюзы» (“The Weary Blues”, 1926), «Лучшие вещи в закладе» (“Fine Clothes to the Jew”, 1927), «Скоттсборо лимитед» (“Scottsboro Limited”, 1932), «Билет в один конец» (“One Way Ticket”, 1949), «Монтаж несбывшейся мечты» (“Montage of a Dream Deferred”, 1951) и др. Последний сборник «Пантера и хлыст» (“The Panther and the Lash”, 1967) включает стихи, посвященные злободневным политическим событиям, в частности, борьбе негров за гражданские права. Особым лиризмом и богатством поэтических форм отличается сборник «Шекспир в Гарлеме» (“Shakespeare in Harlem”, 1942).

Обложка сборника «Шекспир в Гарлеме» (“Shakespeare in Harlem”, 1942).
Обложка сборника «Шекспир в Гарлеме» (“Shakespeare in Harlem”, 1942).

Не меньшую популярность получили его многочисленные рассказы [см. сборник «Смеяться, чтобы не плакать» (“Laughing to Keep From Crying”, 1952)], пьесы «Мулат» (“Mulatto”, 1935) и «Черное Рождество» (“Black Nativity”, 1961), автобиографическая проза «Большое море» (“The Big Sea”, 1940), «Брожу по свету и удивляюсь» (“I Wonder as I Wander”, 1956). На этом фоне особенно выделяется его автобиографический роман, повествующий о жизненных испытаниях американских негров, — «Смех сквозь слёзы» (“Not Without Laughter”, 1930, рус. пер. 1932). Творческой находкой Хьюза стало создание им образа «простака» Симпла — чернокожего горожанина, в котором воплотились здравый смысл и народная мудрость, остроумие и критический взгляд на разнообразные проявления американской жизни. Истории о Симпле публиковались в газете как серия сатирических очерков и только потом составили книгу «Лучшее о Симпле» (“The Best of Simple”, 1961).


Соч.: Shakespeare in Harlem. Knopf, 1942; The Langston Hughes Reader. N. Y. : Braziller, 1958; Selected poems. N. Y., 1959; Good Morning Revolution : Uncollected Social Protest Writings by Langston Hughes. Lawrence Hill, 1973; The Collected Works of Langston Hughes. Missouri : University of Missouri Press, 2001; в рус. пер.: Избр. стихи. М., 1964;Стихи. М., 1977.

Лит.: Ленгстон Хьюз. Библиографический указатель. М., 1964; Emanuel J. Langston Hughes. N. Y., 1967; Dickinson D. C. A Biobibliography of Langston Hughes. With a preface by A. Bontemps. Hamden (Conn.), 1967; L. Hughes : Black genius. N. Y., 1971; Гиленсон Б. «Я тоже — Америка». К 75-летию со дня рождения Л. Хьюза // Иностранная литература. 1977. № 3; Nichols C. H. Arna Bontempts-Langston Hughes Letters, 1925–1967. N. Y. : Dodd, Mead & Company, 1980; Berry F. Langston Hughes : Before and Beyond Harlem. Westport (Conn.) : L. Hill, 1983; Rampersad A. The Life of Langston Hughes. Vol. 1–2. N.ТюНюЖ Oxford University Press, 1986-88; Aldrich R. Who's Who in Gay & Lesbian History. L. ; N. Y. : Routledge, 2001; Bernard E. Remember Me to Harlem: The Letters of Langston Hughes and Carl Van Vechten, 1925-1964. N. Y. : A. A. Knopf, 2001; Aberjhani & West S. L. (ed.). Encyclopedia of the Harlem Renaissance. N. Y. : Checkmark Press, 2003. P. 162.

Н. В. Захаров

Фото: Wikipedia,
Coverbrowser


Назад