22 сентября 2024
Предлагаем вашему вниманию программу XXX Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2024», которая состоится 25–28 сентября 2024 г. в Москве. Работа секций будет проходить в гибридном формате.
Система исправления ошибок
|
Фелпс Сэмюэл (Samuel Phelps) [13.02.1804, Плимут Док (Plymouth Dock), ныне Девонпорт — 6.11.1878, Куперсейл] — выдающийся английский актер и режиссер. В 1837 г. дебютировал в роли Шейлока («Венецианский купец») в театре «Хеймаркет» (Лондон), где позднее прославился исполнением заглавных ролей в трагедиях именно У. Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Ричард III», «Король Лир»). Фелпс отличился своей игрой и в шекспировских комедиях «Двенадцатая ночь» (Мальволио), «Виндзорские проказницы» (Фальстаф) и др. Исполнительская манера Фелпса отличалась простотой и естественностью, тем не менее среди современников он слыл мастером драматического перевоплощения. В 1844 г. Фелпс принял руководство терявшим успех театром «Седлерс-Уэллс», где он за двадцать два года поставил почти все шекспировские пьесы (за исключением тех, что не ставились со времени их премьеры в театре «Глобус»). Особенно следует отметить его постановку пьесы «Перикл», которая была возобновлена на сцене впервые с XVIII в. Оригинальный подход Фелпса к постановкам Шекспира заключался в том, что он вернул на сцену подлинный шекспировский текст, ориентируясь на оригинал «Первого фолио», а не на популярные со времен Реставрации многочисленные адаптации. Считается, что самой успешной ролью Фелпса был Гамлет, но современники запомнили его и Макбетом, кардиналом Вулси («Генрих VIII»), ткачом Основой («Сон в летнюю ночь»). В восприятии многих зрителей он был лучшим Лиром (1845 г.). Он первым отказался от постановки «Короля Лира» в переделке Наума Тейта (Nahum Tate) (1681 г.), который исправил Шекспира по канонам классицизма. В его обработке Корделия спаслась от смерти и вышла замуж за Эдгара. Впервые более чем за 150 лет Фелпс отказался от «счастливого конца» (happy end) Тейта и возвратился к шекспировскому оригиналу. Эта постановка получила одобрительные отклики в прессе, в частности, в воскресной газете «Беллс Уикли Мэссенджер» (Bell's Weekly Messenger).
Несмотря на разнообразие актерского амплуа Фелпса, его сценическим достижением стало исполнение роли Фальстафа. Впервые выступив в этой роли в 1846 г. («Генрих IV, часть I»), Фелпс дал необычную интерпретацию образа рыцаря-обжоры. Отказавшись от привычной трактовки героя как гедониста и пошляка, актер раскрыл его природный интеллект и аристократический шарм. Эти черты он усилил в «Виндзорских насмешницах», сделав героя вполне порядочным человеком, который пытается следовать приличиям, несмотря на вульгарность окружающего его общества. Значительным событием творческой жизни Фелпса стала редакторская работа над двухтомным изданием произведений Шекспира (1852–54 гг.). Во время празднования трехсотлетия дня рождения Шекспира Фелпс сыграл заглавную роль в «Цимбелине» с Хелен Фосит в роли Имогены (театр Друри-Лейн, 1864 г.). В последние годы жизни Фелпс в основном трудился в театре Друри-Лейн (Drury Lane), его актерский энтузиазм несколько угас, критики перестали превозносить его трагические роли, одобряя лишь исполнение им комических героев. Тем не менее в зените своей творческой активности Фелпс был одним из лучших английских актеров и крупнейших режиссеров своего времени. Большое значение в его сценической деятельности имело утверждение воспитательной роли театра, что повлияло на развитие драматического искусства в Великобритании. Лит.: История западноевропейского театра. / Под ред. С. С. Мокульского. Т. 3. М., 1963; Крымко Ф. М. Фелпс С. // Большая советская энциклопедия. 1969–1978 гг. В 30 т. М. : Советская энциклопедия, 1977. Т. 27; Allen S. S. Samuel Phelps and Sadler's Wells Theatre. Wesleyan, 1971. 372 р; Phelps W. М., Forbes-Robertson J. Life and work of Samuel Phelps, L., 1886; Sprague A. C. Shakespeare and the actors, Cambr. (Mass.), 1945. Фото: Wikipedia |