RUS
ENG

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович

14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Александр Александрович Алябьев
Александр Александрович Алябьев

Алябьев Александр Александрович [4(15).08.1787, Тобольск — 22.02.(06.03.)1851, Москва] — русский композитор, автор вокальных произведений, в том числе популярного «Соловья» (1827).

Родился в семье губернатора Тобольска, получил домашнее музыкальное образование, предположительно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837). В 1810 году увидели свет его первые музыкальные сочинения. Участник Отечественной войны 1812–1814 годов и заграничных походов русской армии. После войны жил в Петербурге, потом, в 1823 году переехал в Москву. Спустя некоторое время стал известным певцом-тенором и пианистом, получив признание московской публики. В Большом театре вскоре после его открытия в 1825 году были поставлены следующие произведения композитора: комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ», комический балет «Волшебный барабан». Был арестован по обвинению в убийстве, лишен дворянства и в 1828 году сослан в Сибирь — в Тобольск, где продолжил свою концертную деятельность и даже организовал оркестр. В 1832–1835 годах путешествовал по Кавказу. В начале 1840-х годов вернулся в Москву.

Творческое наследие Алябьева велико и многогранно. Основной его пласт составляет вокальная лирика — более 180 романсов и песен, многие из которых стали классическими. Также велико количество камерно-инструментальных сочинений — квинтеты, квартеты, трио, сонаты, вариации и т. д. Алябьев создал пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром и т. д. Его театральное творчество представлено всеми основными, распространенными в то время жанрами: оперой (шесть опер — три из которых завершенные, но поставлена лишь одна «Лунная ночь»), балетом, музыкой к водевилям (около двадцати), сценической кантатой, музыкой к драматическим спектаклям (комедиям, трагедиям, драмам, в том числе к таким известным как «Русалки» А. С. Пушкина, к «Буре» и «Виндзорским проказницам» У. Шекспира).

Алябьев составил, аранжировал и издал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий — русских, украинских, кавказских, среднеазиатских, татарских. Он является автором духовной музыки — более 100 произведений (например, «Литургия» концертного типа). Но именно песни и романсы принесли Алябьеву мировую славу и народное признание.


Лит.: Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 1–2. М., 2000; Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. М., 1966; Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Пг., 1924; Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. М., 1912; Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. М., 1959; Штейнпресс Б. С.Страницы из жизни Алябьева. М., 1956.

По материалам энциклопедии «Кругосвет»
и открытых интернет-источников

К. Н. Кислицын

Портрет: Википедия


Назад