RUS
ENG

АКИМОВ Николай Павлович

22 сентября 2024
Предлагаем вашему вниманию программу XXX Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2024», которая состоится 25–28 сентября 2024 г. в Москве. Работа секций будет проходить в гибридном формате.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Николай Павлович Акимов
Николай Павлович Акимов

Акимов Николай Павлович [03(16).04.1901, Харьков — 06.09.1968, Москва] — русский режиссер, художник, Народный артист СССР.

Родился в Харькове в семье железнодорожного служащего. После получения отцом должности в правлении Московской Виндаво-Рыбинской железной дороги семья переехала в 1910 году в Царское Село, затем в Петербург. В 1914 году занимался в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1916–1918 годах учился в Новой художественной мастерской под руководством М. Добужинского, А. Яковлева, В. Шухаева. В 1920–1922 годах преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 году стал работать в качестве художника в Харьковском детском театре. В 1923 году вернулся в Петроград и поступил во ВХУТЕМАС. После знакомства с Н. Н. Евреиновым оформил его пьесу «Даешь Гамлета» в театре «Кривое зеркало». Работал в качестве художника-оформителя в театре «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». В этот же период началось творческое содружество Акимова с Н. В. Петровым (Ленинградский академический театр драмы).

В 1924 году Акимов оформил декорации для следующих спектаклей: «Девственный лес» Э. Толлера в Большом драматическом театре, «Озеро Люль» А. Файко в Академическом театре драмы. Спустя несколько лет во МХАТе оформил спектакль «Евграф, искатель приключений» А. Файко и создал свои первые театральные плакаты. В 1927 году в издательстве «Academia» выходит книга, посвященная его творчеству (авторы статей А. Пиотровский, Б. Брюллов, Н. Петров).

Первая самостоятельная режиссерская постановка — спектакль «Гамлет», поставленный по пьесе У. Шекспира в 1932 году в Театре им. Евг. Вахтангова. Спектакль был обвинен в формализме и отсутствии понимания внутреннего развития действия произведения. Критики ругали режиссера за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию». В 1939 году на 1-й Всесоюзной режиссерской конференции эту постановку снова вспоминали как наглядный пример чуждого театрального искусства. Акимов соглашается с мнением критиков, но в кругу близких людей не отрекается от своего «Гамлета». По прошествии 60 лет этот спектакль опять вспомнят и назовут одним из ярких событий театральной Москвы 1930-х годов.

В 1935 году Акимов возглавил Ленинградский театр сатиры, получивший новое название — Театр комедии. В этот период начинается сотрудничество режиссера с драматургом Е. Шварцем. С 1939 по 1944 годы Акимов поставил и оформил следующие спектакли: «Собака на сене» Лопе де Вега, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Тень» и «Дракон» Е. Шварца, «На бойком месте» А. Н. Островского, «Питомцы славы» А. Гладкова, «Похищение Елены» Л. Вернейля, «Пигмалион» Б. Шоу и др. В театре работала звездная труппа актеров — Е. В. Юнгер, Л. П. Сухаревская, И. П. Зарубина, Б. М. Тенин, А. Д. Бениаминов, Л. К. Колесов, К. Я. Гурецкая, И. А. Ханзель и др.

Начиная с 1949 года, в прессе идет открытая травля Акимова, сопровождающаяся разгромными статьями на его спектакли, его обвиняют в космополитизме и формализме. Результат — запрет на постановку спектаклей. С 1954 по 1968 он преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, возглавляя художественно-постановочный факультет. Только в 1956 году он смог вернуться в Театр комедии, который все эти годы по-прежнему негласно считался «акимовским», и продолжил работу с труппой.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году Акимов был удостоен серебряной медали, а в 1963 и в 1965 годах прошли персональные выставки его работ в Ленинграде и в Москве. В Театре комедии в это время им были поставлены следующие спектакли: «Призраки» Э. де Филиппо, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Повесть о молодых супругах» и «Дракон» Е. Шварца, «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, «Чемодан с наклейками» Д. Б. Угрюмова и др. В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического. Среди поздних режиссерских работ Акимова можно выделить спектакли «Дон Жуан» Дж. Г. Байрона, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова. После смерти талантливого режиссера и художника осталось большое творческое наследие: портреты, книжная, станковая и театральная графика, эскизы костюмов и декораций.


Соч.: О театре. Л. ; М., 1962; Не только о театре. М., 1966.

Лит.: Бартошевич А. В. Н. Акимов — художник. Л., 1947; Ленинградский государственный театр Комедии. Сезон 40/41 / под. ред. В. Б. Боровецкого. Л. : Ленинградский государственный театр комедии, 1940; Сыркина Ф. Театральный плакат Н. Акимова. М., 1963; Тетеленко М. Л. Режиссерское творчество Н. П. Акимова. Л., 1970; Эткинд М. Акимов — художник. Л., 1960; Эткинд М. Николай Акимов: сценография, графика. М., 1980.

К. Н. Кислицын

Фото: Википедия


См. также:


Назад