RUS
ENG

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Вильгельм Дильтей 
Вильгельм Дильтей

Дильтей Вильгельм (нем. Wilhelm Dilthey) (19.11.1833 — 1.10.1911) — немецкий философ и историк культуры, представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа» в немецкой истории культуры.

Вильгельм Дильтей в работе «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах» (1901) писал: «Поэзия выделяется из среды остальных искусств своим особым отношением к мировоззрению. Средство, которым она пользуется, — язык — делает доступным ей лирическое выражение и эпическое или драматическое изображение всего, что может быть пережито, всего, что доступно глазу и слуху. Я далек здесь от политики вскрыть сущность и значение поэзии. Освобождая какое-либо событие из-под власти преходящего и претворяя его в безусловное выражение сущности жизни, поэзия избавляет душу от бремени действительности, значение которой она ей вместе с тем открывает. Она утоляет тайную тоску человека, ограниченного судьбой или собственным решением, тоску по тем жизненным возможностям, которые оказались ему недоступными. И открывая ему их в образе фантазии, она расширяет его самосознание и горизонт жизненного опыта. Она открывает его взору мир более высокий и более могущественный. Во всем этом выражается основное отношение, служащее основанием поэзии: жизнь — ее исходный пункт; отношение к людям, вещам, природе — их живое зерно для нее. Так, из потребности объединить опыт жизни возникают мировые настроения; связное единство отдельно пережитого и образует в сознании поэта его понимание значения жизни. Такие мировые настроения (Lebensstimmung) мы встречаем в Иове и в псалмах, в хоре античной трагедии, в сонетах Данте и Шекспира, в грандиозном заключении «Божественной комедии», возвышенной лирике Гёте, Шиллера и романтиков, в «Фаусте» в «Нибелунгах» Вагнера, в «Эмпедокле» Гёльдерлина. Поэзия в отличие от науки не стремится к познанию действительности, — она хочет показать кроющуюся в жизни значительность совершающегося, людей и вещей; загадка жизни концентрируется здесь во внутреннем сплетении нитей живой ткани людей, их судеб и среды, окружающей их. Каждая великая эпоха поэзии ознаменована вечно совершающимся, закономерным восхождением от подчинения вере и обычаям, освященным признанием общества, к задаче заново осмыслить жизнь, исходя из нее самой». (С. 230–231).

Источник: Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век: Антология / гл. ред. и сот. серии С. Я. Левит ; отв. ред.: С. Я. Левит, Л. Т. Мильская ; сост. С. Я. Левит. — М.: Юрист, 1995. — С. 213–255 ( в сб. опубл. по изданию: Новые идеи в философии. СПб., 1912. № 1. С. 119–181, пер. Г. А. Котляра и С. И. Гессена).


Dilthey W. Die Typen der Weltanschauung und ihre Ausbildung in den metaphysischen Systemen // Max Frischeisen-Kühler (Hrsg.). Weltanschauung. — Berlin: Reichl & Co., 1911.

Фото: Википедия

Составил Вал. А. Луков


Назад