14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
Система исправления ошибок
|
Англия, раньше других стран ставшая на путь буржуазного развития, была родоначальницей литературы Просвещения. Такие явления, как философия Шефтсбери, журналистика Аддисона и Стиля, романы Дефо, Свифта, Ричардсона, Филдинга, драматургия Лилло, Гея, Филдинга, поэзия Поупа, Томсона, Юнга во многом определили судьбы просветительской литературы. Наряду с классицизмом, приобретающим просветительский характер (творчество А. Поупа), раньше, чем в других странах формируется направление, получившее название «просветительский реализм» (романы Д. Дефо, Д. Свифта, Г. Филдинга). В настоящее время этот термин подвергается сомнению, так как многие черты литературы XVIII столетия (особенно ее дидактизм, слабая индивидуализация характеров, заданность и условность сюжетов, широкое использование гротеска) заметно отличают ее от литературы критического реализма XIX века. Но вместе с тем есть и достаточные основания для использования этого термина, хотя и в более скромных масштабах и с оговорками. Творчество Д. Томсона, Э. Юнга свидетельствовало о возникновении сентиментализма и вместе с семейно-бытовыми романами С. Ричардсона, подготовило приход в литературу О. Голдсмита и Л. Стерна. Вторая половина и конец столетия связаны с развитием предромантизма в творчестве Д. Макферсона, Х. Уолпола, Т. Чаттертона, А. Рэдклиф и ряда других писателей. После введения закона о театральной цензуре (1737) из драматургии ушел Г. Филдинг, наступил полный упадок, ненадолго прерванный драматургическим творчеством Р. Б. Шеридана, автора блистательной комедии «Школа злословия».
Среди наиболее значительных достижений английских писателей — поэтическое открытие природы («Времена года» Д. Томсона и др.), введение темы науки, прославление физического труда, создание первых просветительских утопий.
Отношение английских писателей XVIII века к творчеству У. Шекспира неоднозначно. С одной стороны, классицисты не могут принять шекспировской свободы от правил искусства. Дидактизм, свойственный многим писателям, не находит опоры в этической концепции У. Шекспира. Точно так же и философия XVIII века более рациональна, чем та, которой руководствовался Шекспир.
Тем не менее именно к этому веку относится формирование культа Шекспира (см.), такого нового принципа искусства, как шекспиризация (см.). В начале века Н. Роу создал первую биографию Шекспира, которая, хотя и нередко базировалась на устных преданиях вековой давности, не имевших отношение к реальности, демонстрировала появление подлинного интереса к творчеству великого драматурга. Репертуар английского театра во многом основывался на шекспировских произведениях, на нем был основан грандиозный успех Гарика и ряда других великих актеров эпохи. В последние десятилетия века шекспировские мотивы захватили область живописи, музыки, других видов искусства. Впервые был поставлен «шекспировский вопрос» — вопрос об авторстве произведений великого писателя. Была подготовлена почва для более глубокого воздействия творчества Шекспира на английскую культуру, которое обнаружится в XIX веке.
Лит.: Datches D. A critical history of English literature: Vol. 3. L., 1975; История английской литературы: В 3 т. М., 1945. Т. 1, вып. 2; Поляков О. Ю. Шекспировская критика Джона Денниса // Анализ художественного произведения: Сб. науч. трудов. Киров, 1993. С. 213–226; Его же. Шекспировская критика в периодических изданиях Англии первой четверти XVIII века // XVIII век: Литература в контексте культуры. М., 1999. С. 18–21; Его же. «Король Лир» в периодических изданиях Англии XVIII в. (К проблеме трансформации метода дескриптивной критики) // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2001. № 2. С. 63–76; Вершинин И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры. Самара, 2003; Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006; Михальская Н. П. История английской литературы. М., 2006.
|