RUS
ENG

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII СТОЛЕТИЯ

14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Англия, раньше других стран ставшая на путь буржуазного развития, была родоначальницей литературы Просвещения. Такие явления, как философия Шефтсбери, журналистика Аддисона и Стиля, романы Дефо, Свифта, Ричардсона, Филдинга, драматургия Лилло, Гея, Филдинга, поэзия Поупа, Томсона, Юнга во многом определили судьбы просветительской литературы. Наряду с классицизмом, приобретающим просветительский характер (творчество А. Поупа), раньше, чем в других странах формируется направление, получившее название «просветительский реализм» (романы Д. Дефо, Д. Свифта, Г. Филдинга). В настоящее время этот термин подвергается сомнению, так как многие черты литературы XVIII столетия (особенно ее дидактизм, слабая индивидуализация характеров, заданность и условность сюжетов, широкое использование гротеска) заметно отличают ее от литературы критического реализма XIX века. Но вместе с тем есть и достаточные основания для использования этого термина, хотя и в более скромных масштабах и с оговорками. Творчество Д. Томсона, Э. Юнга свидетельствовало о возникновении сентиментализма и вместе с семейно-бытовыми романами С. Ричардсона, подготовило приход в литературу О. Голдсмита и Л. Стерна. Вторая половина и конец столетия связаны с развитием предромантизма в творчестве Д. Макферсона, Х. Уолпола, Т. Чаттертона, А. Рэдклиф и ряда других писателей. После введения закона о театральной цензуре (1737) из драматургии ушел Г. Филдинг, наступил полный упадок, ненадолго прерванный драматургическим творчеством Р. Б. Шеридана, автора блистательной комедии «Школа злословия».
 
Среди наиболее значительных достижений английских писателей — поэтическое открытие природы («Времена года» Д. Томсона и др.), введение темы науки, прославление физического труда, создание первых просветительских утопий.
 
Отношение английских писателей XVIII века к творчеству У. Шекспира неоднозначно. С одной стороны, классицисты не могут принять шекспировской свободы от правил искусства. Дидактизм, свойственный многим писателям, не находит опоры в этической концепции У. Шекспира. Точно так же и философия XVIII века более рациональна, чем та, которой руководствовался Шекспир.
 
Тем не менее именно к этому веку относится формирование культа Шекспира (см.), такого нового принципа искусства, как шекспиризация (см.). В начале века Н. Роу создал первую биографию Шекспира, которая, хотя и нередко базировалась на устных преданиях вековой давности, не имевших отношение к реальности, демонстрировала появление подлинного интереса к творчеству великого драматурга. Репертуар английского театра во многом основывался на шекспировских произведениях, на нем был основан грандиозный успех Гарика и ряда других великих актеров эпохи. В последние десятилетия века шекспировские мотивы захватили область живописи, музыки, других видов искусства. Впервые был поставлен «шекспировский вопрос» — вопрос об авторстве произведений великого писателя. Была подготовлена почва для более глубокого воздействия творчества Шекспира на английскую культуру, которое обнаружится в XIX веке.

Лит.: Datches D. A critical history of English literature: Vol. 3. L., 1975; История английской литературы: В 3 т. М., 1945. Т. 1, вып. 2; Поляков О. Ю. Шекспировская критика Джона Денниса // Анализ художественного произведения: Сб. науч. трудов. Киров, 1993. С. 213–226; Его же. Шекспировская критика в периодических изданиях Англии первой четверти XVIII века // XVIII век: Литература в контексте культуры. М., 1999. С. 18–21; Его же. «Король Лир» в периодических изданиях Англии XVIII в. (К проблеме трансформации метода дескриптивной критики) // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2001. № 2. С. 63–76; Вершинин И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры. Самара, 2003; Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006; Михальская Н. П. История английской литературы. М., 2006.
 

Назад