ГЮГО Виктор Мари (
Hugo Victor Marie) (26.02.1802–22.05.1885) — французский писатель, вождь французского
романтизма, его теоретик.
Родился в Безансоне, в семье наполеоновского генерала. В Мадриде, где отец Г. был губернатором, родители разорвали отношения. Мать Г. уехала с детьми в Париж. Политические симпатии матери сделали из Г. роялиста. В своих первых стихах он проклинает Наполеона, воспевает Бурбонов. Ему близок классицизм. Под влиянием Ламартина и Шатобриана Г. переходит на позиции романтизма. Начинается первый этап его творчества (1820–50). В 1822 г. он издал оды, к которым затем добавил баллады. В предисловиях к сб. «Оды и баллады» поэт объяснил свое понимание этих двух жанров. В классицистическом жанре оды он находит черты, сближающие оду с романтической поэзией. Если в оде будет передано движение мысли, которое определит композицию и будет связано с развитием сюжета, если использовать не античные, а христианские образы, то «ода могла бы вызвать тот же интерес, что вызывает драма». Баллады же — совсем романтический жанр, «это причудливые поэтические наброски: живописные картины, грезы, рассказы и сцены из жизни, легенды, порожденные суеверием, народные предания». Образцом драматизированной оды можно считать стихотворение «Буонапарте», написанное в связи со смертью бывшего французского императора (1821). Образец баллады — стихотворение «Турнир короля Иоанна», в котором Г. подражает песням средневековых трубадуров. Романтическая реформа, в которую включился Г., с особой силой проявилась в сборнике «Восточное» (1828). В отличие от Ламартина лирическим героем Г. становится не созерцатель, а деятель (стихотворения «Головы сераля», «Канарис», «Турецкий марш»). Этот герой часто жесток («Дервиш», «Феодальный замок»), но в этом случае его ждет возмездие («Проигранная битва»). Г. любит динамичные образы природы: море, тучи, молнии, огонь (центральное стихотворение сборника «Небесный огонь»). В области поэтического стиля реформа Г. выразилась в требовании заменить рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств. Г. отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, требует свободного употребления «высоких» и «низких» слов в любом жанре, необычайно расширяя поэтический словарь.
На протяжении всей жизни Г. стремился к теоретическому осмыслению романтизма. Уже в ранних произведениях («Дневник якобита 1819 года») он обосновывает право художника на свободу творчества, критикует догматизм классицистов. В предисловиях к «Одам и балладам» разных лет издания поэт обосновывает реформу в поэзии, обращение к романтическому жанру баллады, «романтизацию» классицистической оды. Важны и поздние работы Г. («Вильям Шекспир», 1864, и др.). Подлинным манифестом французского романтизма стало «Предисловие к “Кромвелю”» (1827). Человечество прошло в своем развитии три эпохи, считает поэт. Современная, третья эпоха (после юности и зрелости это эпоха старости человечества) начинается с утверждения христианства, которое открыло в человеке два борющихся начала — ангела и зверя. В литературе новое время отражается в драме с ее конфликтностью, контрастами. Вершина литературы нового времени — Шекспир. Однако Г. считает, что подражание Шекспиру не принесет успеха романтику. Самому писателю ближе национальная традиция, прежде всего Мольер. Считая драму «концентрирующим зеркалом», Г. отказывается от классицистической типизации через какую-то одну человеческую страсть, стремясь в каждом образе столкнуть две такие страсти, одна из которых выявит идеальное, возвышенное в человеке, а другая низменное, гротескное. Теория романтической драмы послужила писателю основой для создания новаторских произведений — драм «Марьон Делорм» (1829), «Эрнани» (1830, премьера этой драмы накануне революции стала центральным событием в истории французского театра XIX в., был нанесен сокрушительный удар по классицизму и реакции), «Король забавляется» (1832), «Рюи Блаз» (1838). В драмах Г. складывается тип романтического характера и конфликта, проблематика, композиция, язык, определившие лицо французской романтической драмы. Триумф «Рюи Блаза» свидетельствовал об утверждении романтической драмы на сцене.
Г. рано обратился к прозе (романы «Ган Исландец», 1823; «Бюг Жаргаль», 1826; психологический этюд «Последний день приговоренного к казни», 1828; и др.). В романе «Собор Парижской богоматери» (1831) Г. обращается к XV в. — эпохе перехода от средних веков к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живой облик этой динамичной эпохи, Г. ищет и нечто вечное, в чем все эпохи объединяются. Так на первый план выдвигается образ собора Парижской богоматери, создававшегося народом веками. Народным началом определяется в романе отношение к каждому из действующих лиц — Эсмеральде, Клоду Фролло, Квазимодо. Г. разрабатывает тип романтического исторического романа, отличный от романов В. Скотта. Он не стремится к детальной точности; исторические лица не занимают центрального места в романе. Цель Г. — передать дух истории, ее атмосферу. Но еще важнее для Г. указать на внеисторические свойства людей, вечную борьбу добра и зла.
Второй этап творчества Г. (1851–1870)— это время изгнания поэта из Франции. Так он расплатился за участие в Февральской революции 1848 г. и нежелание поддержать государственный переворот Луи Наполеона Бонапарта, объявившего Францию империей, а себя императором Наполеоном III. В его творчестве резко усиливается политическая, социальная направленность, утверждается ораторская, обличительная интонация (памфлет против Наполеона III — «Наполеон малый», сб. «Возмездие», 1853). Раньше поэт прославился замечательными описаниями природы (сб-ки «Осенние листья», 1831; «Песни сумерек», 1835; «Внутренние голоса», 1837; «Лучи и тени», 1840). Теперь гармония природы раздражает его своим спокойствием, ему чудится, что природа — соучастница преступления Наполеона III («В июне ездил я в Брюссель»). Но поэт обнаруживает и тех, кто действительно помог Наполеону III совершить переворот: здесь и обыватели-буржуа, для которых «монета — бог» («Буржуа у себя дома»), и церковь, и государственные учреждения («Очная ставка»), и реакционная пресса («Журналист»).
Роман«Отверженные» Г. писал в течение 20 лет. Он вышел в свет в 1862. Это лучший роман писателя. По жанру «Отверженные» — социально-романтический роман-эпопея. В романе синтезируются романтические тенденции с влиянием достижений критического реализма. Это влияние сказалось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Г. Писатель показывает беспощадность эксплуатации человека человеком (образ семейства Тенардье, угнетающего маленькую Козетту), несправедливость суда (история Жана Вальжана), он рисует политические катастрофы (поражение Наполеона при Ватерлоо), революции (восстания французского народа в 1830–40-х), жизнь различных слоев общества. В романе каждое большое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей. Над законом, воплотившем в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — нравственный закон добра. В 1860-е Г. пишет романы «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869). Оба романа сохраняют романтическое звучание.
Третий период (1870–1885) открывается возвращением Г. в Париж в день провозглашения Франции республикой (4.09.1870). Его встречают как национального героя. Он активно участвует в патриотическом сопротивлении народа прусским захватчикам в ходе франко-прусской войны. В 1872 г. Г. опубликовал сб. стихов«Грозный год».Это дневник в стихах, охватывающий период с августа 1870 по июль 1871. Наряду с ораторским стилем, свойственным стихам, в которых разоблачаются развязавший войну Наполеон III, буржуазия («Седан», «Капитуляция» и др.), появляются и лирически окрашенные стихи, в которых чувствуется растерянность поэта перед грандиозными историческими событиями. В последние годы жизни Г. работает над романом «Девяносто третий год» (1874), поэтическими сб-ками «Искусство быть дедушкой» (1877), «Легенда веков» (многолетняя работа над этим произведением была завершена в 1883 г.), сатирическими поэмами «Папа» (1878), «Осел» (1880) и др., в 1882 г. публикует драму «Торквемада», вызвавшую возмущение реакционной прессы своим разоблачением религиозного фанатизма.
Г. был самым значительным французским романтиком. Он утверждал романтический идеал, отмеченный оптимизмом, демократичностью, гуманизмом. Л. Н. Толстой назвал «Отверженные» лучшим французским романом XIX в.
Соч.: Oeuvres complètes. T. 1–48. P., 1904–1938; в рус. пер. — Собр. соч.: В 15 т. М., 1953–56; Собр. соч.: В 10 т. М., 1972; Собр. соч.: В 6 т. М., 1988; Собр. соч.: В 7 т. М., 1994; Собр. соч.: В 14 т. М., 2000–04.
Лит.: Роллан Р. Старый Орфей // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. Т. 14. М., 1958; Муравьева Н. И. Гюго. М., 1961; Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. М., 1961; Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971; Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1976; Луков Вл. А. Гюго // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Peyre H. Hugo. P., 1972; Gamarra P. Victor Hugo. P., 1972; Brombert V. Victor Hugo and the Visionary Novel. Cambridge (Mass.), 1984.
Назад