RUS
ENG

ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Всемирная литература — термин истории литературы, впервые употребленный И. В. Гёте в 1827 г. (Weltliteratur). В отечественном литературоведении термин приобрел 3 основных значения в соответствии с возможными переводами нем. Weltliteratur — как (1) мировая, (2) всеобщая, (3) всемирная литература.

(1) ВЛ (как мировая) — в своем пределе: полная совокупность текстов, относимых к литературе, созданных на всех континентах за всю историю человечества. Такое представление соответствует историко-теоретическому подходу, положенному в основу «Истории всемирной литературы», издание которой осуществляется ИМЛИ РАН с 1983. В свете историко-теоретического подхода искусство рассматривается как отражение действительности исторически сложившимся сознанием в исторически сложившихся формах. Сторонники этого подхода стремятся рассматривать не только вершинные художественные явления, «золотой фонд» литературы, но все литературные факты без изъятия. Они требуют отсутствия «предвзятости в отборе и оценке историко-литературного материала: будь то недооценка исторической значимости так называемых «малых» литератур, представление об «избранной» роли литератур отдельных регионов, влекущее за собой пренебрежение художественными достижениями других ареалов, проявление западноцентристских или, наоборот, восточноцентристских тенденций» (Ю. Б. Виппер).

В реальном измерении ВЛ — совокупность памятников литературного творчества, оставивших определенный след в истории литературы и попавших в поле зрения литературоведов (тезаурусный подход).

ВЛ вплоть до XIX в. развивалась регионально, контактные связи литератур разных стран и континентов были незначительны и не составляли системы. Однако некоторые тенденции развития литературного процесса столь сходны в различных регионах, что может быть выявлена общая хронология ВЛ (по крайней мере, для суперрегионов).

Литература возникает вместе с письменностью (литература самого раннего периода и есть все, что зафиксировано на письме). А письменность — один из признаков становления первых цивилизаций Древнего Востока, которые формируются в конце 4 — 2 тыс. до н. э. на территории, простирающейся от Египта и государств Междуречья на Западе до Китая на Востоке. Древнейшие тексты представляют собой счетные записи, надписи на печатях, записи мифов, некоторых исторических событий и т. д. При всей важности мнемонической функции письма основная часть текстов связана с фиксацией моментов, в которых отразилось мифологическое сознание древних народов (см. миф). Этот период развития ВЛ характеризуется как литература Древнего Востока.

Наблюдение над развитием различных литературных тенденций позволяет установить некие закономерности, которые можно свести в литературах европейского суперрегиона к «трехвековым аркам», которые объединяются в «девятивековые арки».

Греческая архаика (VIII–VI вв. до н. э.) может быть отнесена к периоду литературы Древнего Востока.

Далее следует «девятивековая арка» античной литературы: «трехвековые арки» греческой классики (V–III вв.), римской классики (II в. до н. э. — I в. н. э.), поздней античности (II–IV вв.).

«Девятивековая арка» средних веков: «трехвековые арки» средневековой архаики (V–VII вв.), раннего средневековья (VIII–X вв.), высокого средневековья (XI–XIII вв.).

«Девятивековая арка» Нового времени: «трехвековые арки» Возрождения (XIV–XVI вв.), Нового времени (XVII–XIX вв.), Новейшего времени (XX–XXII вв.).

Промежуткам между арками соответствуют важнейшие переходные периоды. Историко-теоретический анализ позволил представить эволюцию литературного процесса не как линейное развитие, а как диалектическую смену стабильных и переходных периодов.

Для периодов стабилизации («эпох») характерна устремленность к системе и систематизации, поляризация литературных тенденций, известная замкнутость границ в сформировавшихся системах, выдвижение какой-либо центральной тенденции и — нередко — альтернативной ей тенденции на центральные позиции (классицизм и барокко в XVII в., романтизм и реализм в XIX в.), что нередко отмечено в названии периода (например, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения).

Напротив, для переходных периодов свойственны необычайная пестрота литературных явлений, быстрые изменения «географии культуры», многообразие направлений развития без видимого предпочтения какого-либо одного из них, известная открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений, возникновение пред- и постсистем (предромантизм, неоклассицизм и т. д.), отличающихся от основных систем высокой степенью неопределенности и фрагментарности. Переходность — главное отличительное качество таких периодов, причем лишь последующее развитие литературы позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход, внутри же периода он ощущается как некая неясность, повышенная изменчивость, заметная аморфность большого числа явлений.

Каждый тип литературы (стабильный или переходный) порождает и свой тип писателя и его мировосприятия, а также утверждает свой специфический образ человека в сознании людей. Стабильные и переходные периоды чередуются. В последние столетия переходные периоды в основном совпадают с рубежами веков. Эта характеристика справедлива и для развития культуры в целом.

(2) ВЛ (как всеобщая) включает в себя литературные памятники разных времен и народов, приобретшие статус всеобщего культурного достояния современности и соотнесенные со стройной теоретико-литературной системой категорий и принципов (типологический, системно-структурный подходы). В таком понимании ВЛ учитывает лишь «сильные позиции» в развитии литературного процесса. Это наиболее освоенная часть ВЛ (как мировой). Изучена система родов и жанров ВЛ (см. эпос, лирика, драма; роман, новелла, поэма, сонет, трагедия, комедия и др.); система направлений, течений, методов, стилей (см. теория литературы; классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др.); системы образов, сюжетов, художественных средств и т. д. Огромно число работ о влиянии на литературу наиболее «сильных» персональных моделей (хотя общей теории еще нет). Среди наиболее плодотворных могут быть названы: модель Гомера (пример подражания — «Энеида» Вергилия), модель Анакреонта (анакреонтика XVIII–XIX вв.), модель античных трагиков (трагедии французских классицистов), модель «Исповеди» Августина («Исповедь» Руссо), модель «Божественной комедии» Данте («Мертвые души» Гоголя), модель Петрарки (петраркизм), модель «Декамерона» Боккаччо («Гептамерон» Маргариты Наваррской), модель ШекспираXX в. (Пруста, Джойса, Кафки, Камю, Хемингуэя, Брехта и т. д.). (европейский романтизм, «Борис Годунов» Пушкина), модель Лопе де Вега (комедии представителей его школы), модель Расина (поздний классицизм), модель Руссо (руссоизм, штюрмеры, романтики), модель Бальзака («Ругон-Маккары» Золя), модель Диккенса (Мередит), множество персональных моделей

(3) ВЛ (как собственно «всемирная») — только литература периода преодоления региональности и возникновения «всемирности», т. е. реального единства литературного процесса в странах Запада и Востока, Севера и Юга. Именно этот смысл вкладывал Гёте в понятие Weltliteratur, отметив, что ВЛ только начинает складываться. Эта тенденция становится ведущей на рубеже XIX–XX вв. Интернационализация духовной жизни становится фактором глобального характера. Формирование ВЛ выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов (Европы, США, Востока, России), вхождении в их число Латинской Америки. Преодоление региональности отражается на освоении Востоком и другими регионами, раньше закрытыми для европейского влияния, крупнейших явлений европейской литературы. В то же время европоцентристское сознание начинает расширяться, осваивать творчество писателей разных эпох и народов (в том числе неевропейских).

Яркий пример формирования ВЛ — вхождение в нее русской литературы. В сер. XIX в. П. Мериме начал масштабное ознакомление французов (а через посредство французского языка — и других европейцев) с великой русской литературой. На рубеже XIX–XX вв. она начинает доминировать, образцами для подражания становятся И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, затем и А. М. Горький. А. С. Пушкин, не получивший такого признания в Зап. Европе, стал кумиром в славянских странах и странах Востока. Так постепенно складывался русско-европейский симбиоз литератур как часть общей системы социокультурных взаимозависимостей. Для укрепления роли русской литературы в ВЛ возникновение такого симбиоза — очень важный итог. И это одно из проявлений процесса формирования единой ВЛ.


Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. (8 т., незаверш.); Неупокоева И. Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976; Луков Вл. А. История литературы. М., 2003; The literature of all nations and all ages: V. 1–10. Chicago etc., 1902; Handbuch der Literaturwissenschaft: Bd. 1–32. Wildpark, Potsdam, 1923–32; Histoire générale des littérature: T. 1–3. P., 1961; Les grands ecrivains du monde: T. 1–5. P., 1976–78.

Вл. А. Луков


Назад