22 сентября 2024
Предлагаем вашему вниманию программу XXX Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2024», которая состоится 25–28 сентября 2024 г. в Москве. Работа секций будет проходить в гибридном формате.
Система исправления ошибок
|
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — в истории культуры название эпохи, сменившей средние века и отмеченной гуманизмом, расцветом искусств.
В понятии В. (Ренессанс), появившемся у Вазари (XVI в.) и распространенном на целую эпоху учеными XIX в., прежде всего Я. Буркхартом, отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. В. — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (как промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Возникает новый культурный идеал — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности, обнаруживающий универсальный подход к освоению мира.
Великие географические открытия, путешествия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана, Дрейка за короткий исторический срок полностью меняют представления европейцев о масштабах Земли. Открытие прямой перспективы в живописи связано с этим процессом: на смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям. В XIV в. в Италии складывается идеология В. — гуманизм. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей (т. е. возрождают античность). Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («все люди равны перед Богом»).
Такое прославление человека имело и свою оборотную сторону: появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, коварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Н. Макиавелли «Князь», рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии. Ренессансный макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир в образе короля-злодея Ричарда III.
Некоторые ученые выделяют эпоху В. в Китае (IX–XI вв.), в Грузии (Х в.) и т. д. Но традиционно В. связывают с европейской культурой, и хотя в разных странах оно относится к разному времени, удобно воспользоваться схематичной периодизацией итальянского В., самого раннего и одновременно базового для европейского Ренессанса в целом: XIV в. — Раннее В., XV в. — Высокое В., XVI в. — Позднее В.
На стыке средневековья и Ренессанса выделяется Предвозрождение. Крупнейшие представители В. в Италии — гуманисты, поэты, писатели Петрарка, Боккаччо, Мазуччо, Поджо, Пульчи, Боярдо, Кастильоне, Бемпо, Ариосто, Триссино, Аретино, Тассо; художники, скульпторы, архитекторы Брунеллески, Альберти, Донателло, Веррокьо, Мазаччо, Уччелло, Мантеньи, Боттичелли, Перуджино, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело, Джорджоне, Тициан, Корреджо, Тинторетто, Караваджо, Палладио и др. К т. н. «Северному В.» относятся вождь гуманистов Эразм Роттердамский, основоположник протестантизма Мартин Лютер, художники Я. ван Эйк, Мемлинг, Босх, Брейгель Старший, Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер, Хольбейн Младший и др. Во Франции — гуманисты и писатели Рабле, Ронсар и другие представители «Плеяды», Монтень, художник Клуэ, скульптор Гужон и др. В Англии исключительное значение имеет деятельность т. н. «университетских умов» (Т. Мор и др.), создание ренессансной драматургии и театра (Марло и др.), подготовившей одно из величайших завоеваний В. — творчество Шекспира. В Испании вершинами В. стали роман Сервантеса «Дон Кихот», живопись Эль Греко. Идеи В. оказали влияние на правителей (Лоренцо Медичи Великолепный, Франциск I, Генрих VIII, Елизавета Тюдор, папа Юлий II и мн. др.), философов (Фичино, Бруно, Ф. Бэкон), ученых (Коперник, Кеплер, Везалий).
В. — один из самых значительных переворотов в истории культуры, водораздел между средневековьем и Новым временем.
Лит.: Буркхарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996; Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1912; Эстетика Ренессанса: В 2 т. М., 1981; Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978; Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978; Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981; Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984; Культура эпохи Возрождения. Л., 1986; Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996; Всемирная история: Начало Возрождения. М., 2000; История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985; Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1996; Шайтанов И. О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001; Луков В. А. История литературы. М., 2003; Бояджиев Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. Л., 1973; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс: В 2 т. М., 1977; Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956–79; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: В 2 т. М., 1978; Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Музыка эпохи Возрождения: XV век. М., 1989; Эстон М. Ренессанс. М., 1997; История мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М., 2003; Panofsky E. Renaissance and renaissances in Western art. Stockholm, 1960; Bibliographie internationale de l'Humanisme et de la Renaissance. Genève, 1966 (изд. продолжается).
|