RUS
ENG

ПОССАРТ Эрнст Генрих

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Эрнст Генрих Поссарт
в роли Короля Лира
Эрнст Генрих Поссарт в роли Короля Лира

Эрнст Генрих Поссарт [Ernst von Possart; с 1891 — фон Поссарт, 11.05.1841, Берлин — 8.04.1921, Мюнхен] — немецкий актер, режиссер, руководитель театров.

Родился в Берлине в семье торговцев, его старший брат Феликс стал заметным художником, профессором. Поссарт, рано увлекшийся театром, начинал как актер-любитель, в 20 лет дебютировал на профессиональной сцене Урания-театра в Бреслау в роли Зигфрида фон Мëрнера в «Принце Гомбургском» Г. фон Клейста. Затем Поссарт переезжал в Берн, Гамбург, Мюнхен, везде добиваясь сценического успеха, в 1873 г. стал главным режиссером Мюнхенского придворного театра, через несколько лет получил пост директора Баварских королевских театров. Поссарт и позже возглавлял немецкие театры (напр., с 1901 г. — Театр принца-регента в Мюнхене). Писал он и пьесы («Франко-прусская война», 1871; и др.).

Но прославился Поссарт прежде всего как трагический актер. Его лучшие роли созданы в шекспировском репертуаре: Гамлет, Яго, Ричард III, Кориолан, Лир, Шейлок. Нередко для того, чтобы подчеркнуть свои актерские достоинства, Поссарт создавал собственные версии произведений У. Шекспира, например «Король Лир» (1875), «Венецианский купец» (1880). Блистал он и в ролях трагедий Ф. фон Шиллера (Франц Моор в «Разбойниках»), Г. Э. Лессинга (Натан в «Натане Мудром»), К. Гуцкова (Уриэль в «Уриэле Акосте»), драмах Г. Ибсена, Б. Бьернсона. Завершив карьеру в театре, с 1905 г. выступал на концертной сцене, где читал с музыкальным сопровождением произведения И.-В. Гëте, Дж. Байрона, закладывая основы художественного чтения. О трагическом даре Поссарта ходили легенды, говорили, что он мог заставить зрителей разрыдаться, слушая в его исполнении алфавит. Речь Поссарта была так отработана, что стала эталоном для немецких актеров.

Искусство Поссарта получило международное признание благодаря его гастролям в США, Нидерландах, был он и в России (с 1891 по 1900), вызвав живой интерес публики Санкт-Петербурга и Москвы.


Cоч.: Die Kunst des Sprechens. Berlin : E. S. Mittler & Sohn, 1907; Erlebtes und Erstrebtes : Erinnerungen aus meiner Bühnentätigkeit : 3 Aufl. Berlin : Mittler, 1916.

Лит.: Веселовский А. Поссарт в Москве // Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX–XX столетий / Под. ред. А. А. Гвоздева. Л. ; М. : Искусство, 1939; Юрьев Ю. М. Записки : В 2 т. / Ред. и вступит. ст. Е. М. Кузнецова, подгот. текста Л. И. Гительмана ; примеч. Л. И. Гительман, А. А. Штейнман. Л. ; М. : Искусство, 1963; Jost C. Possart, Ernst Heinrich von // Neue Deutsche Biographie (NDB). Bd. 20. Berlin, 2001. S. 654–655; Nöther M. Als Bürger leben, als Halbgott sprechen. Melodram, Deklamation und Sprechgesang im wilhelminischen Reich. Köln ; Weimar : Böhlau Verlag, 2008.

Вл. А. Луков

Изображение: Folger Shakespeare Library


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Поссарт Эрнст Генрих [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4430.html (архивировано в WebCite) [2013].


Назад