RUS
ENG

ЮРЬЕВ Юрий Михайлович

23 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Юрий Михайлович Юрьев
Юрий Михайлович Юрьев

Юрьев Юрий Михайлович [3(15).01.1872, Москва — 13.03.1948, Ленинград] — русский актер, народный артист СССР (1939), Лауреат Государственной премии СССР (1943), крупнейший представитель русской героико-романтической школы.

С 1893 г. служил в Александринском театре (ныне Санкт-Петербургский театр драмы им. Пушкина), в 1922–28 гг. работал его художественным руководителем.

Среди его ролей: Лаэрт (1893) в шекспировском «Гамлете», Люченцио (1895) в «Укрощении строптивой» , Чацкий (1899) в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Ромео (1901) в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, Фауст (1904) в одноименной трагедии И. В. Гёте , Фердинанд (1909) и Карл Моор (1910) в «Коварстве и любви» и «Разбойниках» Ф. Шиллера, Арбенин (1917) в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова и мн. др. После революции сыграл сразу три шекспировских героя: Макбета (1919), Отелло (1920) и Короля Лира (1920) в одноименных трагедиях Великого Барда. Самой значительной ролью 1920-х гг. стал образ Марка Антония в «Антонии и Клеопатре» У. Шекспира. Последнее выступление в театре им. А. С. Пушкина в роли Отелло состоялось 12 января 1945 г.


Надгробие Ю. М. Юрьева. Скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров (1961
Надгробие Ю. М. Юрьева. Скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров (1961)

Соч.: Юрьев Ю. Беседы актера. Л. : ВТО, 1947; Юрьев Ю. Записки. Т. 1–2. Л. ; М., 1948.

Лит.: Гительман Л., Рабинянц Н. Высокое искусство. К столетию со дня рождения Ю. М. Юрьева // Театр. 1972. № 2; Державин К. Народный артист СССР Ю. М. Юрьев. Пятьдесят лет сценической деятельности. 1889–1939. Л., 1939; Малютин Я. О. Актеры моего поколения. Л. ; М., 1959; Ю. М. Юрьев. XXXV. 1892–1927 (Сборник). Л., 1927.


Фото надгробия: Funeral-spb.ru


Назад