RUS
ENG

Гамлет, принц дачный

08 марта 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) будет проходить IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: анализ/“раздробление” текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures : AnAtomizing Text and Stage). Наши друзья Мишель Ассай (Michelle Assay), Дэвид Фаннинг (David Fanning) и Кристофер Уилсон (Christopher Wilson) организуют семинар «Шекспир и музыка» (Shakespeare and Music).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Обложка DVD-версии второго сезона телесериала «33 квадратных метра» (серии 9–12)
Обложка DVD-версии второго сезона телесериала «33 квадратных метра»
(серии 9–12)

«Гамлет, принц дачный» — десятая (по другим данным — одиннадцатая) серия второго сезона комедийного 86-серийного телесериала О.С.П.-студии «33 квадратных метра», транслировавшегося на каналах «ТВ-6» и «СТС» в 1997–2005 гг. Год производства: 2000.

Сценаристы серии  — Д. Зверьков, М. Туханин, И. Филиппов.

В ролях: Сергей Геннадьевич Белоголовцев — Сергей Геннадьевич Звездунов, глава семьи; Татьяна Юрьевна Лазарева — Татьяна Юрьевна Звездунова, его жена; Андрей Николаевич Бочаров — Андрей Звездунов, их сын; Павел Михайлович Кабанов — Клара Захаровна, теща Сергея, а также лейтенант / капитан милиции Мегро; Михаил Григорьевич Щац — Тофик, сосед-спекулянт.

Сюжет серии. Сериал повествует о повседневной жизни семьи Звездуновых в их квартире и на даче. Сын Звездуновых Андрей (А. Н. Бочаров) оставлен «на лето» в школе из-за того, что не смог ответить на вопрос по «Гамлету». Его отец, Сергей Геннадьевич (С. Г. Белоголовцев) журит сына:

— Про що хоть спрашивали-то тебя?

— Про Гамлета.

— И ты що? Не мог рассказать про що «Гамлет»?

— Не мог. Про что «Гамлет»?

— Про Гамлета! Ясный купорос, называется же «Гамлет» — про Гамлета значит.

Сергей Геннадьевич заявляет, что в этой семье нет «Гамлета», а есть «только "Крокодилы"» (подразумевается подшивка популярного журнала). Его теща, Клара Захаровна (П. М. Кабанов), вспоминает, что когда-то давно плакала над картиной (естественно, согласно законам жанра, имеется в виду произведение живописи) со И. М. Смоктуновским, которая изображает, как все умерли. Глава семейства заключает, что придется опозориться перед соседями и отправляется к соседу Тофику (М. Г. Щац) за томиком «Гамлета». Тот под «Гамлетом» понимает реального человека по имени Гамлет, когда же Сергей уточняет, что имеет в виду книгу, тот возмущенно отвечает, что книг не читает, поскольку в метро не ездит. В ответ на вопрос о содержании Тофик заявляет, что не хочет читать книг «про армян», и советует сходить в библиотеку. Однако сегодня выходной и Тофик предлагает Сергею залезть туда через окно. После непродолжительных уговоров тот соглашается. Тофик звонит в милицию и сообщает о взломе поселковой библиотеки. Сергей возвращается и задает вопрос о том, кто написал «Гамлета». Тофик отвечает: «Что я — Пушкин что ли?» Сергей решает, что Пушкин и есть автор «Гамлета». Сергея ловит лейтенант / капитан милиции Мегро (П. М. Кабанов). Сергей оправдывается, что сыну задали читать «Гамлета» в школе, но тот не верит, поскольку вчера начались школьные каникулы, и арестовывает его. Тофик рассказывает семье об аресте Сергея. Жена Сергея, Татьяна Юрьевна (Т. Ю. Лазарева), плачет и рассказывает сыну, что его отец — полярный летчик, что он улетел на задание и пропал. Однако его обязательно найдут, но не скоро. Тот плачет, его отправляют спать.

Кадр из фильма: Андрей-"Гамлет" выясняет отношения с Тофиком-"Клавдием" в присутствии Татьяны Юрьевны-"Гертруды".
Кадр из фильма: Андрей-"Гамлет" выясняет отношения с Тофиком-"Клавдием" в присутствии Татьяны Юрьевны-"Гертруды".

Андрей перед портретом отца сокрушается, что тот обещал взять его на рыбалку, а сам улетел. Портрет отца «оживает» и смеется над ним. Андрей вспоминает, что отец боится высоты и не ясно, как он может быть летчиком. Портрет-отца (вместо классического Призрака) рассказывает сыну, что его подставил Тофик-бабник. Андрей готов отомстить, портрет-отца опять смеется и говорит, что Андрей — «вылитый Гамлет», ведь теперь в камере он прочитал трагедию Шекспира и восхищен ею. На следующее утро Тофик пытается развеселить семью Звездуновых и продолжает раздавать комплименты Татьяне Юрьевне. Андрей рассказывает, что в школе они «проходили про дяденьку, который чужого папу замочил, а потом к маме его подкатывал». Тофик не может понять, откуда тот знает о реальной ситуации. Клара Захаровна успокаивает его, говоря, что это ее внук прочитал «Гамлета», прогоняет Андрея погулять, зовет Анжелу забрать его. Тот уходит со словами, что утопит Анжелу как Офелию («Утоплю ее и все! Офелия, о нимфа!»). Тофик дарит Татьяне золотой кулон, но Андрей подбегает, вырывает и проглатывает его. Андрея увозят в больницу, но рентген не выявил никаких посторонних предметов. Андрей признается, что спрятал кулон в руку. Врач отмечает, что Андрей «еще не такой идиот, каким с виду кажется» (аллюзия на мнимое сумасшествие Гамлета). Клара Захаровна просит Андрея отдать кулон, но тот отвечает, что выкинул его в речку. Бабушка падает в обморок.

В это время Тофик не оставляет своих ухаживаний. Андрей возвращается на дачу, сообщает, что бабушка заняла его место в больнице, поэтому кулон не извлекли. Тофик и Андрей «сражаются» в бадминтон за право повести Татьяну Юрьевну в кино. Тофик готовит для Андрея слабительное. Татьяна случайно пьет его, произнеся тост за успех сына. Убегает. Из бокала пьет и Андрей. Тофик смеется и торжествует. Но тут возвращается Сергей Геннадьевич и вливает Тофику приготовленное им пойло в горло («Ступай же отравленная дрянь по назначенью!»).

Приведем еще несколько характерных цитат: «Как говорил один мой тренер по боксу: бить или не бить?» (Сергей Геннадьевич); «В любой культурной семье на чердаке должен быть свой “Гамлет”» (Сергей Геннадьевич); «Ну как же вы не знаете “Гамлета”? Ведь это ж моя любимая картина!» (Клара Захаровна); «Все понятно: в этой семье Гамлет не ночевал» (Сергей Геннадьевич); «Зачем тебе насовсем книга про армян?» (Тофик).

В данном примере образ принца представлен в соответствующем жанру ключе: смешной и нелепый Андрей поставлен в ситуацию Гамлета, но события развиваются по законам «низкой комедии», трагедийное начало превращается в комедийный фарс. Оставлена только канва классического сюжета: здесь нет и не может быть философско-эстетической глубины вечного образа Гамлета. Комедия построена на классических для этого жанра клише: конфликт не приводит к гибели героев, борьба Андрея (Гамлета) и Тофика (Клавдия) ведется не ради «высоких» идеалов, а направлена на решение «низменных» целей и т. д. (см., например: Мокульский, 1931: 407). Таким образом, это хороший образец того, как сюжет «Гамлета» У. Шекспира используется в чисто развлекательных целях.

Таким образом, «Гамлет, принц дачный» — типичный пример гамлетизации. Создатели фильма использовали сюжетную конструкцию «Гамлета», персонажи находятся в схожих с шекспировскими героями ситуациях, но лишь формально: содержание качественно отлично от того, которое заложил У. Шекспир.


Лит.: Мокульский С. Комедия // Литературная энциклопедия : В 11 т. / Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. М. : Изд-во Коммунистической академии, 1931. Т. 5 С. 407–430.

Б. Н. Гайдин


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1).


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. «Гамлет, принц дачный» [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4366.html [2012].



См. также:


Назад