RUS
ENG

ГАМЛЕТ на постсоветской сцене

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

В русской культуре шекспировский «Гамлет» всегда играл особую роль. С середины XVIII века трагедия Шекспира нашла особый отклик у писателей, а позже у читателей и театральной публики. Играя «Гамлета», каждое новое поколение проходит испытание «проклятыми вопросами», которые ставит в своих монологах главный герой. В целом история постсоветских постановок шекспировских трагедий, в том числе постановок «Гамлета», — «это история попыток обратить трагедию в иронический трагифарс» (А. В. Бартошевич). Таковыми, безусловно, можно считать большинство «Гамлетов» 1990-х — 2000-х годов.

Е. Миронов в роли Гамлета
Е. Миронов в роли Гамлета

Сценическая постановка известного немецкого театрального режиссера Петера Штайна (1998) с русскими актерами (Гамлет — Е. Миронов) переносит место действия на боксерский ринг. Гамлет в шутовской короне играет там на саксофоне, Фортинбрас выходит в шлеме и камуфляже с автоматом, а Первый актер облачен в дамский костюм и грим (В. Этуш). Борьба Гамлета представлена боксерским поединком с миром и с самим собой.

В конце 2005 г. режиссер Ю. Бутусов поставил «Гамлета» в Московском Художественном театре. Спектакль вызвал неоднозначную оценку публики и критиков. Ю. Бутусов пригласил даровитых актеров, получивших известность в криминальных сериалах (М. Трухин, К. Хабенский, М. Пореченков). «Гамлет» Бутусова потряс публику своей сценической красочностью. Режиссер и сценограф постановки А. Шишкин развернули спектакль в нордическом ландшафте, с ледяным морем и промерзшим Эльсинором. Море наших дней сделано из металлического хлама, проволоки и пустых консервных банок: не то лагерная ограда, не то мусорная свалка. К удивлению многих Бутусов напрочь упразднил роль Горацио. В своем спектакле режиссер обошелся без известных тайн и загадок, всему он находит простое объяснение. Ироничный Гамлет в трактовке Бутусова посмеивается над смертью и потусторонним. Гамлет Шекспира пытается понять тайну смерти — у Бутусова этой тайны нет.

Оперный парафраз трагедии Шекспира «Гамлет (датский) (российская) комедия» также сделан на постмодернистский лад. В основу либретто положена пародийная пьеса по шекспировским мотивам екатеринбургского драматурга А. Застырца «Гамлет. Эксцентрическая комедия в пяти действиях», музыку написал уральский композитор В. Кобекин, поставил спектакль режиссер А. Титель в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (2008). В опере почти нет привычных для современных интерпретаций Шекспира злободневных политических аллюзий (кроме заказанной и оплаченной Лаэртом оппозиционной демонстрации), на сцене царит общая ситуация абсурда, смешивающая воедино высокопарный ямб стихотворной речи и абстинентные инвективы. И чего еще ждать от постановки, когда ее авторы не ставят гамлетову задачу «вправить вывихнутый век», «восстановить связь времён»? Они переносят акцент с вечного гамлетовского вопроса «Быть иль быть?» на другой: «Иметь иль быть?». Сценическое пространство спектакля превращается в цирк, где «весь мир — дурдом, а Дания — сортир в дурдоме»! Вопрос, что в постсоветском пространстве есть «дурдом» и где в ней «сортир», переходит в разряд риторических.

Премьера «Гамлета» В. Фокина в Александровском театре драмы им. А. С. Пушкина (г. Санкт-Петербург) состоялась в апреле 2010 г. Этот спектакль выбивается из «иерокомической» игры в постмодерн, он злободневен и политичен. Болезненный и лишенный надежды Гамлет по-детски восстает против авторитарного начала, он отчаянно играет свой перманентный спектакль, полный горечи и безумства. В. Фокин попытался обозначить черты современных Гамлетов с их неистовым стремлением к правде, неприятием лжи отцов, нежеланием продолжить их путь. Спектакль Фокина дал безжалостный и мучительный анализ современной российской и мировой истории, непростой портрет современной молодежи. Признано, что фокинская постановка «Гамлета» возродила в России политический театр.

Странным образом эти постсоветские «Гамлеты» наследуют традиции, установившейся в России в 1748 г., когда Александр Сумароков создал первую переделку шекспировской пьесы на русском языке.

Н. В. Захаров

Фото: Официальный сайт Евгения Миронова


Назад