RUS
ENG

ЖУРАВЛЁВ Дмитрий Николаевич

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Дмитрий Николаевич Журавлёв
Дмитрий Николаевич Журавлёв

Журавлёв Дмитрий Николаевич [11(24).10.1900, с. Алексеевка, ныне Украина, Харьковская обл., Первомайский р-н — 1.07.1991, Москва] — русский актер, выдающийся чтец, народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии (1949).

Д. Н. Журавлев начал творческий путь в 1920 г. актером Симферопольского драматического театра. Приехав в Москву, он учился актерскому искусству в Московской драматической студии М. Миная (1922–1923), затем стал актером труппы Е. Любимова-Ленского при Каляевском народном доме (народный дом — культурно-просветительское учреждение, рабочий клуб). Он был замечен и в 1924 г. переходит в 3-ю студию МХТ, учась в театральном училище при театре им. Евг. Вахтангова, которое закончил в 1927 г. На следующий год Журавлëв уже актер этого театра, в котором будет играть около десяти лет. Он играл две роли в «Барсуках» по роману Л. М. Леонова (пост. в 1927 г. Б. Захаровой) — Максима Лызлова и Дудина; роль Слесарева в пьесе С. Д. Мстиславского «На крови» (1928), роль Миллера в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера (1930), роль Жува в «Интервенции» Л. И. Славина (1933) и др. Если проанализировать этот список, выявится, что Д. Н. Журавлеву поручали второстепенные возрастные и характерные роли. В 27 лет он играл пастуха Лызлова и скорняка, вечно кашляющего и говорящего на языке сельской глубинки Дудина, в 30 лет играл благородного отца Луизы Миллер. Был введен на возрастную роль Альтоума, отца принцессы Турандот в вахтанговский спектакль «Принцесса Турандот» (когда в 1963 г. Р. Н. Симонов восстановил этот шедевр Е. Б. Вахтангова на сцене, Д. Н. Журавлева иногда приглашали выступить в роли Альтоума в случае болезни актера Дадыко и т. д.).

Столь же второстепенную, характерную роль, как перечисленные выше, Д. Н. Журавлев сыграл в шекспировском репертуаре, исполнив роль Луциана в трагедии «Гамлет», поставленной на сцене театра им. Евг. Вахтангова в 1932 г. Н. П. Акимовым и вскоре снятой из репертуара за формализм. Этот спектакль вошел в историю театра как самый скандальный опыт постановки шекспировской трагедии. Роль Гамлета была поручена актеру А. И. Горюнову, известному комическому актеру, впоследствии ставшему широко известным зрителям по главной роли в фильме «Вратарь», полному, лысому и смешному. Офелия трактовалась как разнузданная особа и т. д. Спектакль мог быть обвинен не только в формализме, но и в антисоветчине. Ю. Б. Елагин, тогда работавший в оркестре театра, вспоминал в книге «Укрощение искусств» (Нью-Йорк, 1952): «План постановки „Гамлета“ возник у художника и режиссера Николая Павловича Акимова — создателя декораций и одного из режиссеров „Коварства и любви“. План этот был в высшей степени эксцентричным, но Акимов так увлекательно развернул его перед художественным совещанием, что возражать ему было нелегко. <…> Музыка, которую он [Шостакович] написал к „Гамлету“, была превосходна. При всей ее новизне и оригинальности она гораздо ближе подходила к „Гамлету“ Шекспира, чем что-либо другое в „Гамлете“ Акимова. Но, конечно, были в этой музыке моменты и вполне эксцентрические, вполне в стиле режиссерского замысла. Так, пьяная Офелия на балу (ее играла самая красивая наша актриса Валентина Вагрина) пела веселую песенку с весьма фривольным текстом, в стиле немецких шансонеток начала нашего столетия, под острый и пряный аккомпанемент джаза. Интересно, что в известной сцене с флейтой, Шостакович зло высмеял и советскую власть, и группу пролетарских композиторов, которые как раз в то время были на вершине своего могущества и причиняли немалое зло русской музыке и русским музыкантам. В этой сцене Гамлет прикладывал флейту к нижней части своей спины, а пикколо в оркестре с аккомпанементом контрабаса и барабана фальшиво и пронзительно играло известную советскую песню: „Нас побить, побить хотели…“, сочинения композитора Давиденко, лидера группы пролетарских музыкантов, песню, написанную по случаю победы советских войск над китайцами в 1929 году». Считается, что театр не пострадал более серьезно при снятии спектакля благодаря высокому покровительству, возможно, самого Сталина, любившего этот театр.

Совершенно очевидно, что талант Д. Н. Журавлева не мог раскрыться на подобном репертуаре и в таких концепциях. Он решает заняться художественным чтением с эстрады. Уже с 1928 г. он читает А. С. Пушкина и В. В. Маяковского, современную сатирическую прозу. В 1930 г. у него уже целая программа, с которой он выступает в Доме литераторов в Москве, в нее вошли «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Во весь голос» В. В. Маяковского, «Бобок» Ф. М. Достоевского, произведения М. М. Зощенко и И. Э. Бабеля. В следующем году в малом зале Московской консерватории состоялся первый сольный концерт Д. Н. Журавлева, где прозвучали «Египетские ночи» А. С. Пушкина и стихи В. В. Маяковского. Режиссеры открывают для себя совсем другого Д. Н. Журавлëва, не случайно в 1937 г. кинорежиссер М. И. Левин берет его на роль Пушкина в фильме «Путешествие в Арзрум». В 1939 г. Д. Н. Журавлев становится солистом Московской филармонии, навсегда покидая театр (если не считать упоминавшихся замен). Через десять лет его художественное чтение было отмечено Сталинской премией.

В искусстве чтеца ему не было равных. В течение 20 лет (1955–1975) он преподавал его в школе-студии МХАТ (с 1971 г. — профессор). Обладая голосом особого, незабываемого тембра, он выработал высокотеатральную, поражающую силой и благородством манеру исполнения. Есть основания связать эту манеру с формированием в советском искусстве «неошекспиризма», противопоставившего установке на раскрытие простых, повседневных чувств каждого человека, изображение маленьких побед, лозунгу борьбы хорошего с лучшим шекспировский титанизм страстей, ощущение трагизма бытия, масштабность подвигов и поражений. «Неошекспиризм» редко напрямую опирался на шекспировский репертуар. В творчестве Д. Н. Журавлева место Шекспира заняли Пушкин, Лермонтов, Блок, Маяковский, в прозе — Толстой (обширные программы по «Войне и миру»). Вместе с тем он известен как один из первых чтецов поэзии Пастернака и Ахматовой.

Линия вахтанговского периода («линия Альтоума») заново раскрылась в озвучивании мультфильмов «Левша» (1964), «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) и др.

Следует отметить, что чтецов, равных ему по масштабу, в искусстве ХХ в. были единицы, а в XXI в. искусство художественного чтения отошло в тень.


Соч.: Беседы об искусстве чтеца. М., 1977; Жизнь. Искусство. Встречи. М., 1985.

Лит.: Гончаров A. Н. Д. Н. Журавлев // Театр. 1941. № 5. С. 66–73; Верховский Н. Ю. Д. Н. Журавлев. М., 1951; Д. Н. Журавлев. К 95-летию со дня рождения. М. : Гостелерадиофонд, 1994.

Вл. А. Луков

Фото: 1С - Образование


Назад