RUS
ENG

АКИМОВ Николай Павлович

19 октября 2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Николай Павлович Акимов
Николай Павлович Акимов

Акимов Николай Павлович [03(16).04.1901, Харьков — 06.09.1968, Москва] — русский режиссер, художник, Народный артист СССР.

Родился в Харькове в семье железнодорожного служащего. После получения отцом должности в правлении Московской Виндаво-Рыбинской железной дороги семья переехала в 1910 году в Царское Село, затем в Петербург. В 1914 году занимался в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1916–1918 годах учился в Новой художественной мастерской под руководством М. Добужинского, А. Яковлева, В. Шухаева. В 1920–1922 годах преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 году стал работать в качестве художника в Харьковском детском театре. В 1923 году вернулся в Петроград и поступил во ВХУТЕМАС. После знакомства с Н. Н. Евреиновым оформил его пьесу «Даешь Гамлета» в театре «Кривое зеркало». Работал в качестве художника-оформителя в театре «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». В этот же период началось творческое содружество Акимова с Н. В. Петровым (Ленинградский академический театр драмы).

В 1924 году Акимов оформил декорации для следующих спектаклей: «Девственный лес» Э. Толлера в Большом драматическом театре, «Озеро Люль» А. Файко в Академическом театре драмы. Спустя несколько лет во МХАТе оформил спектакль «Евграф, искатель приключений» А. Файко и создал свои первые театральные плакаты. В 1927 году в издательстве «Academia» выходит книга, посвященная его творчеству (авторы статей А. Пиотровский, Б. Брюллов, Н. Петров).

Первая самостоятельная режиссерская постановка — спектакль «Гамлет», поставленный по пьесе У. Шекспира в 1932 году в Театре им. Евг. Вахтангова. Спектакль был обвинен в формализме и отсутствии понимания внутреннего развития действия произведения. Критики ругали режиссера за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию». В 1939 году на 1-й Всесоюзной режиссерской конференции эту постановку снова вспоминали как наглядный пример чуждого театрального искусства. Акимов соглашается с мнением критиков, но в кругу близких людей не отрекается от своего «Гамлета». По прошествии 60 лет этот спектакль опять вспомнят и назовут одним из ярких событий театральной Москвы 1930-х годов.

В 1935 году Акимов возглавил Ленинградский театр сатиры, получивший новое название — Театр комедии. В этот период начинается сотрудничество режиссера с драматургом Е. Шварцем. С 1939 по 1944 годы Акимов поставил и оформил следующие спектакли: «Собака на сене» Лопе де Вега, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Тень» и «Дракон» Е. Шварца, «На бойком месте» А. Н. Островского, «Питомцы славы» А. Гладкова, «Похищение Елены» Л. Вернейля, «Пигмалион» Б. Шоу и др. В театре работала звездная труппа актеров — Е. В. Юнгер, Л. П. Сухаревская, И. П. Зарубина, Б. М. Тенин, А. Д. Бениаминов, Л. К. Колесов, К. Я. Гурецкая, И. А. Ханзель и др.

Начиная с 1949 года, в прессе идет открытая травля Акимова, сопровождающаяся разгромными статьями на его спектакли, его обвиняют в космополитизме и формализме. Результат — запрет на постановку спектаклей. С 1954 по 1968 он преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, возглавляя художественно-постановочный факультет. Только в 1956 году он смог вернуться в Театр комедии, который все эти годы по-прежнему негласно считался «акимовским», и продолжил работу с труппой.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году Акимов был удостоен серебряной медали, а в 1963 и в 1965 годах прошли персональные выставки его работ в Ленинграде и в Москве. В Театре комедии в это время им были поставлены следующие спектакли: «Призраки» Э. де Филиппо, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Повесть о молодых супругах» и «Дракон» Е. Шварца, «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, «Чемодан с наклейками» Д. Б. Угрюмова и др. В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического. Среди поздних режиссерских работ Акимова можно выделить спектакли «Дон Жуан» Дж. Г. Байрона, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова. После смерти талантливого режиссера и художника осталось большое творческое наследие: портреты, книжная, станковая и театральная графика, эскизы костюмов и декораций.


Соч.: О театре. Л. ; М., 1962; Не только о театре. М., 1966.

Лит.: Бартошевич А. В. Н. Акимов — художник. Л., 1947; Ленинградский государственный театр Комедии. Сезон 40/41 / под. ред. В. Б. Боровецкого. Л. : Ленинградский государственный театр комедии, 1940; Сыркина Ф. Театральный плакат Н. Акимова. М., 1963; Тетеленко М. Л. Режиссерское творчество Н. П. Акимова. Л., 1970; Эткинд М. Акимов — художник. Л., 1960; Эткинд М. Николай Акимов: сценография, графика. М., 1980.

К. Н. Кислицын

Фото: Википедия


См. также:


Назад