RUS
ENG

БРАНДЕС Георг

14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Георг Брандес
Брандес Георг Моррис Кохен
Набросок к портрету Г. Брандеса работы П. С. Крёйера (1900)

Георг Моррис Кохен Брандес [датск. Georg Morris Cohen Brandes; 4.02.1842, Копенгаген — 19.02.1927, там же] — датский литературовед, публицист.

Родился в Копенгагене, происходил из богатой еврейской семьи. Учился в Копенгагенском университете, где изучал право, а затем философию и литературу. Начало литературоведческой деятельности Брандеса относится к 1860-м годам. В сборниках «Эстетические наброски» (1868), «Критик и портреты» (1870) он рассматривал проблемы датской литературы в позитивистском ключе. Обоснование позитивистской методологии литературо­ведческого исследования было осуществлено ученым в его докторской диссертации «Французская эстетика в наши дни. Исследование эстетики И. Тэна» (1870).

В 1871 г. Брандес приступает к чтению лекций по эстетике в Копенгагенском университете. В после­дующие 5 лет его блестящие курсы привлекли такое широкое внимание, что появилась идея сделать их достоянием печати. Так появился многотомный фундаментальный труд Брандеса «Главные течения европейской литературы XIX века» (1872–1890). В нем помимо развернутого анализа европейского литера­турного процесса была представлена своего рода апология натурализма, утверждалась связь искусства с действительностью, критике подверглись уходящие в прошлое романтические модели и штампы, модная концепция «искусства для искусства». Справедливо считается, что лекции Брандеса и его «Главные течения…» открыли новый этап в датской литературе, положив начало «Литературе прорыва» — движению последователей Брандеса, утверждавших тесную связь искусства с действительностью.

В 1877 г. Брандес переезжает в Германию, путешествует по Европе. В 1887 г. он приезжает в Россию, что нашло отражение в очерках «Впечатления» (1888), статьях о русских писателях, привлекших к ним внимание скандинавских и — шире — европейских читателей. И сам Брандес приобретает большую популярность в России: в 1902–1903 гг. в Киеве вышло собрание его сочинений в 12 томах, в 1908–1910 гг. в Петербурге — собрание в 20 томах, в 1906–1914 гг. в Петербурге — второе издание 20-томного собрания его сочинений.

Влияние Брандеса на литературный процесс в скандинавских странах огромно, его сравнивают с влиянием В. Г. Белинского на русскую литературу.

Брандес о Шекспире. Брандес постепенно отходил от позитивизма и натурализма в сторону признания значимости личности и индивидуальности (работы «Серен Киркегор», 1877; «Аристократический радикализм», 1889, статья, обнаруживающая влияние Ф. Ницше). Под влиянием этих новых для себя идей Брандес создал цикл «монографий о героях», где воплотил представление о роли великой личности в истории: «Вольфганг Гёте» (1914–1915), «Франсуа Вольтер» (1916–1917), «Микеланджело» (1921) и др. Этот цикл открывался исследованием «Уильям Шекспир» (3 т., 1895–1896) — в отличие от И. Тэна, противо­поставившего свой метод исследования литературы биографическому методу Ш. О. Сент-Бёва, Брандес сосредоточил свое исследование на задаче воссоздания «внутренней биографии» Шекспира по его произведе­ниям (термин Н. И. Стороженко; cм.: Стороженко Н. И. Предисловие // Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997. С. 7). Таким образом, он вернулся к раскритикованному Тэном и его последователями биографическому методу литературоведения.

Труд Брандеса начинается с сообщения сведений о родителях Шекспира, его детстве, образовании и воспитании (гл. 2), женитьбе, семейной жизни (гл. 3, 8, 19), окружении в Лондоне (гл. 6, 7, 22 и др.), первых достижениях в драматургии (гл. 7–18); есть в работе и характеристика отношения Шекспира к женщинам (гл. 8, 18, 36, 65, 68), к любви (гл. 13), к богатству (гл. 20), к природе (гл. 21, 28); характеризуются его последователи (гл. 47, 74) и враги (гл. 6), его эстетика и стиль (гл. 17, 45, 77), отношение к живописи (гл. 11), музыке (гл. 21) — всё в духе концепции Сент-Бёва (перечислены лишь отдельные главы монографии). Но в то же время целые разделы посвящены характеристике политической, экономической жизни Англии времен Шекспира, ее быта и нравов, истории театра и т. д. (гл. 4, 5, 15, 16, 31–34, 51, 60–64 и др.), что присуще культурно-историческому подходу; затронуты вопросы сравнительно-исторического и типологического анализа (гл. 40, 67, 75 и др.).

Таким образом, Брандес осуществил комплексное исследование, руководствуясь не каким-то одним методом, а группой научных методов, разработанных в литературоведении к концу XIX века. Тем самым его труд подводил итоги шекспироведения всего столетия и открывал путь в ХХ век, когда оно достигло расцвета.

Впрочем, были и те, кто выступал против научного шекспироведения в брандесовском толковании. Например, Л. Шестов в книге «Шекспир и его критик Брандес» (1898 г.).


Соч.: Samlede skrifter. Bd. 1–18. Kbh., 1899–1910; Udvalgte skrifter. Bd. 1–9. Kbh., 1984–1987; Собр. соч. Т. 1–20. СПб., 1906–1914; Русские впечатления. М., 2002. О Шекспире: Brandes G. William Shakespeare: Bd. 1–3. 1895–1896. Рус. пер.: Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997. (Гений в искусстве). [Переиздание перевода В. М. Спасской и В. М. Фриче — М., 1899].

Лит.: Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес. СПб., 1899; Неустроев В. П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980; Коровин А. В. Брандес // Новая Российская Энциклопедия. М., 2007. Т. 3 (1). С. 432; Kristensen S. M. Georg Brandes: kritikeren, liberalisten, humanisten. Kbh., 1980; Werner T. Georg Brandes. Værk og skæbne. Kbh., 1999.

Фото: Википедия

Вл. А. Луков


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Брандес Георг [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». [2009–]. URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3860.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Последнее обновление: 27.05.2016.


Назад