RUS
ENG

КУРОСАВА Акира

08 марта 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) будет проходить IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: анализ/“раздробление” текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures : AnAtomizing Text and Stage). Наши друзья Мишель Ассай (Michelle Assay), Дэвид Фаннинг (David Fanning) и Кристофер Уилсон (Christopher Wilson) организуют семинар «Шекспир и музыка» (Shakespeare and Music).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
 Акира Куросава
Акира Куросава

Куросава Акира (Kurosawa Akira) [23.03.1910, Токио — 6.09.1998, Токио] — японский кинорежиссер.

Снискал мировое признание глубиной мысли и выразительностью киноязыка на основе японских эстетических традиций, утвердив одно из ведущих мест японской кинематографии в мировом искусстве кино. Среди его фильмов многие говорят образным языком о Японии, ее культуре, психологии жителей, истории, среди них: «Расемон» (Rashomon, 1950); «Семь самураев» (Shichinin no samurai, 1954); «Я живу в страхе» (Ikimono no kiroku, 1955); «Красная Борода» (Akahige, 1965); «Додескаден» (Dodesukaden, 1970); «Тень воина» / «Кагемуша» (Kagemusha, 1980); «Сны» (Yume / Akira Kurosawa's Dreams, 1990); «Августовская рапсодия» (Hachigatsu no rapusody / Rhapsody in August, 1991); «Мададайо» (Madadayo, 1993). Большое место в творчестве Куросавы заняла русская тема, как правило, преобразованная в близкую японцам национальную форму: «Идиот» (Hakushi, 1951, по роману Ф. М. Достоевского); «На дне» (Donzoko, 1957, по пьесе М. Горького) — действие этих фильмов перенесено в Японию; а также «Дерсу Узала» (Dersu Uzala, 1974, по книге В. Арсеньева, СССР, фильм снят на «Мосфильме», куда был приглашен японский режиссер специально для этой работы, премия «Оскар»). В СССР Куросава встречался с деятелями советского кино (Г. М. Козинцевым и др.), участвовал в культурной жизни страны (в том числе в Московском кинофестивале).

Куросава и Шекспир. Большое место в творчестве Куросавы занял Шекспир. Режиссером был применен тот же прием, что и в фильме «Идиот», — действие фильмов по сюжетам шекспировских трагедий разворачивается в Японии. В 1957 г. был снят «Замок паутины» / «Трон в крови» (Kumonosu jo, 1957) по трагедии Шекспира «Макбет». В роли Васидзу — японского Макбета — Куросава снял Тосиро Мифунэ, одного из самых прославленных актеров, который снискал мировое признание после того, как снялся в фильме Куросавы «Расемон». Другой образ, покоривший миллионы зрителей во всем мире, был создан Тосиро Мифуне в фильме «Семеро самураев», снятом в том же году, что и «Замок паутины». Шекспировские образы в японской интерпретации, в соответствии с эффектом остранения, произвели огромное впечатление не только на восточного, но и на западного зрителя.

Затем последовало обращение к «Гамлету». В фильме «Злые спят спокойно» (Warui yatsu hodo yoku nemuru, 1960) довольно трудно узнать сюжет шекспировской трагедии, но он постепенно проступает сквозь, казалось бы, чисто японскую историю о сыне бизнесмена, покончившего с собой. Сын выясняет, кто довел его до этого поступка, и хотя вина их была косвенной, он мстит им сполна.

Спустя четверть века Куросава снова возвращается к Шекспиру, он на японский манер преобразовывает сюжет «Короля Лира» в фильме «Смута» / «Ран» (Ran, 1985).

Все фильмы Куросавы на шекспировской основе очень значительны. Куросава наметил японскую версию шекспиризации, переносы сюжеты Шекспира на японскую почву, давая вечным образам Шекспира японские имена. Вместе с тем можно говорить и о развитии Куросавой японской версии шекспиризма в исторической монументальности его концепции японского мира, титанизме и страстности героев, гуманизме. В этом плане не только условные экранизации Шекспира, но и все лучшие произведения Куросавы можно рассматривать как примеры японского шекспиризма.


Соч.: Akira Kurosawa. Something Like an Autobiography. Random House Trade Paperbacks; 1983; в рус. пер. — Красная борода (совм. с др.) // Зарубежные киносценарии. Вып. 3. М., 1969.

Лит.: Акира Куросава: Сб. статей. М., 1977; Генс И. Ю. Тосиро Мифунэ. М., 1974; Ее же. Куросава // Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986; Водопьянов М. Куросава, Акира [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KUROSAVA_AKIRA.html [архивировано в WebCite]; Prince S. The Warrior's Camera: The Cinema of Akira Kurosawa. Princeton, NJ. : Princeton University Press, 1991; Richie D., Mellen J. The Films of Akira Kurosawa. University of California Press; 1999; Galbraith S. The Emperor and the Wolf: The Lives and Films of Akira Kurosawa and Toshiro Mifune. Faber & Faber, 2002.

Фото: Википедия

Вл. А. Луков, М. В. Луков


Библиограф. описание: Луков Вл. А., Луков М. В. Куросава Акира [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3773.html [архивировано в WebCite] [2009] (дата обращения: дд.мм.гггг).


См. также:


Назад