RUS
ENG

МОЧАЛОВ Павел Степанович

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Павел Степанович Мочалов
Павел Степанович Мочалов

Павел Степанович Мочалов [15.11.1800, Москва — 28.03.1848, Москва] — легендарный русский романтический актёр XIX века, один из самых знаменитых исполнителей роли Гамлета в России.

Его родители [Степан Фёдорович (1775–1823) и Авдотья Ивановна] были крепостными актерами в домашнем театре помещика Н. Н. Демидова. В 1803 г. он отправил служить их в труппу московского Петровского театра английского инженера и антрепренёра М. Медокса, а через три года продал их Дирекции Императорского московского театра[1], где они получили вольную. По свидетельству современников, отец Степан Фёдорович был одним из лучших актеров своего времени. К примеру, Н. А. Полевой в своих воспоминаниях отмечал, что «этому любимцу Москвы, высокому мужчине с благородным лицом, прощали, что он иногда закрикивался и часто не знал ролей»[2], а С. Т. Аксаков воспринял его как актера, «любящего свое дело, но понимающего его по инстинкту»[3]. По всей видимости, отец оказал на сына большое влияние.

Как и его старшая сестра Мария (по мужу — Франциева; 1799–1862) П. С. Мочалов пошел по стопам родителей. С детства обладал отличной памятью, получил хорошее образование (пансион братьев Терликовых, возможно, был слушателем Московского университета).

4 сентября 1817 г. дебютировал в роли Полиника (пьеса В. А. Озерова «Эдип в Афинах»)[4]. В 1823 г. заменил отца в роли Крутона в комедии Мольера «Мизантроп», 10 октября того же года он впервые сыграл роль Отелло. Созданные им образы Димитрия Донского (одноименная пьеса В. А. Озерова; 1819), Фердинанда («Коварство и любовь» Ф. Шиллера; 1822), Жоржа де Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и Дино [совместный псевдоним Ж.-Ф. Бюдена и П.-П. Губо]; 1829), Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу; 1832), Мортимера («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, 1835), Жоржа Морица («Графиня Клара д’Обервиль» А. д’Эннери и О. Анисе-Буржуа, 1846), и др. получают широкое признание у зрителей. По подсчетам М. Н. Ласкиной, в его репертуаре было более 250 ролей[5].

Среди них — целая галерея «шекспировских» ролей: Кассио — «Отелло, или Венецианский мавр» (переделка Ж. Ф. Дюси; прозаический пер. с фр. И. А. Вельяминова, 1818); Отелло — «Отелло, или Венецианский мавр» (переделка Ж. Ф. Дюси; прозаический пер. с фр. И. А. Вельяминова, 1823) и «Дездемона и Отелло, или Венецианский мавр» (пер. с фр. И. И. Панаева, 1836); Эдгард — «Леар» (подражание Шекспиру и Ж. Ф. Дюси Н. И. Гнедича, 1823); Ромео — «Ромео и Юлия» (мелодрама А. Г. Ротчева, 1827; пер. «Ромео и Джульетты» М. Н. Каткова, 1841); Гамлет — «Гамлет» (переделка-подражание Шекспиру C. И. Висковатова, 1827) и «Гамлет, принц Датский» (пер. с англ. Н. А. Полевого, 1837); Фердинанд — «Буря и кораблекрушение» (волшебно-романтическое зрелище в 3 д. в стихах и прозе, взятое из творений Шекспира А. А. Шаховским, муз. К. Кавоса, 1827); Генрих IV — «Фальстаф» (комедия А. А. Шаховского по 1 и 2 частям хроники Шекспира «Король Генрих IV», 1827); Бассанио — «Венецианский купец» (пер. с англ. Н. Ф. Павлова, 1835); Лир — «Король Лир» (пер. Я. Г. Брянского?; по другим данным — В. А. Каратыгина, 1839); Ричард III — «Жизнь и смерть Ричарда III» (стихотворное переложение Я. Г. Брянского; 1835); Кориолана (?).

Интересно, что в 1822 г. он сыграл роль Велеслава в комедии «Три тени отца Гамлета, или Прерванная театральная проба» Т. -Г. Фридриха (пер. с нем. Ф. И. Шеллера), в 1823 г. — партию самого Шекспира в комедии «Влюбленный Шекспир» A. Дюваля (пер. с франц. Д. И. Языкова), а в 1841 г. — роль Шекспира в драме «Шекспир на родине, или Друзья» К. Гольтея (пер. Р. М. Зотова).

Афиша к спектаклю «Гамлет» с П. С. Мочаловым в главной роли (1839)
Афиша к спектаклю «Гамлет» с П. С. Мочаловым в главной роли (1839)

Наряду с петербуржцем В. А. Каратыгиным (1802–1853) считается одним из самых лучших исполнителей роли Гамлета в истории русского театра. Каждый из них пошел разными путями в процессе раскрытия внутреннего мира и характера датского принца. Если В. А. Каратыгин больше внимания уделял различным деталям, вплоть до отдельного жеста, и его Гамлет больше боролся за датский трон, чем переживал внутренний конфликт, то П. С. Мочалов, напротив, играл свою роль в романтическом ключе, делая акцент не столько на внешней, сколько на внутренней борьбе героя: актер «не дал вполне выдержанного типа, переделал меланхолического, слабовольного датского принца в человека исключительной энергии, огненного темперамента и чуть ли не титанической силы»[6].

Именно его игре В. Г. Белинский посвятил третью часть своей статьи «“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838)[7], т. к. отдавал ему предпочтение. Эта одна из самых знаменитых работ критика, которая стала важной вехой в истории русской критической мысли и сыграла неоспоримую роль для развития театра в России.

Критик не только дал свои суждения о главном герое, но не забыл сказать несколько слов и об остальных персонажах пьесы. Это можно назвать новаторской идеей В. Г. Белинского, т. к. до него «Гамлета» считали драмой одного главного героя. Критик же пришел к выводу, что для удачной постановки того или иного произведения необходима сплоченная работа всего актерского коллектива, которая отсутствовала, по его мнению, в постановках тех лет, несмотря на прекрасную, хотя и не лишенную некоторых недостатков, игру П. С. Мочалова.

П. С. Мочалов действительно обладал потрясающими актерскими способностями. Он был артист от Бога, способный одной фразой поразить публику и вызвать бурю аплодисментов. Однако в отличие от того же В. А. Каратыгина, как считали многие исследователи, актер не ставил перед собой цели постоянно повышать свое мастерство, прорабатывать каждую роль, уделять внимание деталям: «Он был рабом своего вдохновения, художественного порыва, творческого наития. Когда его оставляло настроение, он был посредственным артистом, с манерами провинциального трагика»[8]. Тем не менее, сложно поверить, что он совсем был лишен актерской техники и не работал над своими ролями, предпочитая репетициям веселые застолья. Скорее всего, это миф, возникший уже после смерти артиста, относиться к которому следует с осторожностью.

Надгробный памятник П. С. Мочалову
Надгробный памятник П. С. Мочалову

Очевидно, что он оказал огромное влияние на многие последующие поколения актеров (к примеру, на Н. Х. Рыбакова). Писатель Н. В. Беклемишев высказал следующее мнение в письме, адресованном своему другу Лобоничеку: «Мочалова или безусловно ругали, или безусловно обожали [...] но никто его не умел ценить с истинной точки зрения, а критика всего менее, со включением Белинского, но за исключением Ап. Григорьева, который раз бухнул: “Мочалов есть колоссальное проявление романтизма” — и сказал аксиому. Да, это — аксиома, точно так же аксиома и то, что Мартынов — конечное проявление натуральной школы. Вспомните слова Константина Булгакова: “Мочалов и Мартынов — альфа и омега искусства, да не российского, а просто искусства драматического. Все остальныя актеры, артисты или хорошие (grande utilité), или превосходные, есть даже и гениальные, как Самойлов и Садовский, но все они к Мочалову и Мартынову относятся как все поэты и композиторы относятся к Бетховену и Шекспиру. Эти зениты всегда выражали все”»[9].

Актер был похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1860-х гг. поклонники его таланта собрали деньги на новый надгробный памятник актеру. На нем была выгравирована следующая эпитафия, приписываемая писателю и актёру Д. Т. Ленскому:

Ты слыл безумцем в мире этом,
И бедняком ты опочил
И лишь пред избранным поэтом
Земное счастье находил.
Так спи, безумный друг Шекспира,
Оправдан вечности Отцом.
Вещал он, что премудрость мира
Безумство пред Его судом[10].

О масштабе его популярности и влияния на историю русской культуры можно судить по свидетельствам, согласно которым даже спустя 50 лет после смерти почтить его память собралось огромное количество ценителей его актерского таланта[11].


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См., например: Бубнова О. В. От Локателли — к Медоксу, от Медокса — к «Дому Щепкина» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Наше наследие». URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00600.php [архивировано в Archive.is] (дата обращения: 26.09.2013).

[2] Полевой Н. А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра. 1840. Т. I. Кн. 2. С. 6–7. Цит. по: Бубнова О. В. Указ. соч.

[3] Аксаков С. Т. Литературные и театральные воспоминания // Аксаков С. Т. Собр. соч. : в 5 т. М., 1966. Т. 3. С. 26. Цит. по: Бубнова О. В. Указ. соч.

[4] Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сентября. С. 1963.

[5] См.: Репертуар П. С. Мочалова // Ласкина М. Н. П. С. Мочалов летопись жизни и творчества. М. : Языки русской культуры, 2000. С. 501–523.

[6] Поляков А. Мочалов, Павел Степанович // Новый энциклопедический словарь. Т. 27 : Молочница — Наручи. Петроград : Изд. акционерного общества «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон», [1916]. Стб. 387.

[7] См., например: A Shakespeare Encyclopaedia / ed. by O. J. Campbell. L., 1966. P. 730: “The controversy about the merits of the two great actors, often centered on their Hamlets, is reflected in periodical literature, and plays an important role in the essay about Hamlet by the critic Visarion Belinsky.”

[8] Поляков А. Указ. соч. Стб. 387.

[9] Лобоничек. Некролог «Н. В. Беклемишев» // Антракт. 1867. № 8. С. 6. Цит. по: Ласкина М. Н. Указ. соч. С. 500.

[10] Цит. по: Ярцев А. А. М. С. Щепкин, его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного театра. (С прибавлением кратких биографий П. С. Мочалова, В. А. Каратыгина, А. Е. Мартынова и П. М. Садовского) : Биографические очерки. СПб. : Изд. Ф. Павленкова, 1893. (Биографическая библиотека Павленкова).

[11] См.: Там же.


Соч.: Черкешенка : драма; Стихотворения // Ежегодник императорских театров. СПб., 1900–1901. Прил. 3.

Лит.: Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сентября. С. 1963; Любитель театра. Замечания на представление Шекспировской трагедии: Отелло на Императорском Московском театре 10 октября сего года // Благонамеренный. 1823. Ч. 24. № 20. С. 101–106; Галахов А. Д. Шекспир на Руси // Русская сцена. 1864. № 4; Погодин М. П. Два слова о Мочалове // Антракт. 1868. № 25; Каратыгин В. А. Записки. СПб., 1880; Галахов А. Д. Литературная кофейня в Москве // Русская старина. 1886. № 4; Сиротинин А. Н. Очерк развития русского сценического искусства // Артист. 1893. № 26; Ярцев А. А. М. С. Щепкин, его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного театра. (С прибавлением кратких биографий П. С. Мочалова, В. А. Каратыгина, А. Е. Мартынова и П. М. Садовского) : Биографические очерки. СПб. : Изд. Ф. Павленкова, 1893. (Биографическая библиотека Павленкова); Вейнберг П. И. Из моих театральных воспоминаний // Ежегодник императорских театров. СПб., 1894–1895. Кн. I; Ярцев А. Л. П. С. Мочалов // Ежегодник императорских театров. СПб., 1896–1897. Кн. 3; Шенрок В. Мочалов и Каратыгин // Русская старина. 1898. Т. 93. № 3. С. 521–536; Т. 94. № 4. С. 97–110; Поливанов И. Г. К биографии П. С. Мочалова. Записки. Извлечение / сообщ. Л. И. Поливанов // Русская старина. 1898. Т. 94. № 5. С. 266; Михаил Семенович Щепкин : Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная / сост. М. А. Щепкин. СПб., 1914; Поляков А. Мочалов, Павел Степанович // Новый энциклопедический словарь. Т. 27 : Молочница — Наручи. Петроград : Изд. акционерного общества «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон», [1916]. Стб. 386–388; Игнатов И. Н. Павел Степанович Мочалов. Петербург. : Колос, 1922; Соболев Ю. В. Павел Мочалов. М. : Журнально-газетное объединение, 1937 (Жизнь замечательных людей. Вып. 22 [118]); Павел Степанович Мочалов. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы. Современники о П. С. Мочалове / сост. Ю. А. Дмитриев ; А. Клинчин. М. : Искусство, 1953; Дмитриев Ю. А. Мочалов — актер-романтик. М. : Искусство, 1961; Беньяш Р. М. Павел Мочалов. Л. : Искусство, 1976; Моров А. Г. Таланты и поклонники // Моров А. Г. Три века русской сцены. Кн. 1 : От истоков до Великого Октября. М. : Просвещение, 1978. С. 105–116; Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М. : Искусство, 1979; Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова, В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / сост. М. Д. Седых. М. : Искусство, 1989. С. 101–172; Ласкина М. Н. П. С. Мочалов летопись жизни и творчества. М. : Языки русской культуры, 2000; Бубнова О. В. От Локателли — к Медоксу, от Медокса — к «Дому Щепкина» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Наше наследие». URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00600.php [архивировано в Archive.is] (дата обращения: 26.09.2013).

Б. Н. Гайдин


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1).


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. Мочалов Павел Степанович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4523.html (архивировано в WebCite) [2013].


Назад