RUS
ENG

РОССИ Эрнесто

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Эрнесто Росси в роли Отелло
Эрнесто Росси

Эрнесто Росси [Ernesto Rossi; 27.03.1827, Ливорно — 4.06.1896, Пескара] — итальянский актер, один из наиболее выдающихся исполнителей ролей шекспировского репертуара.

Родился в Ливорно в семье среднего достатка, хотевшей, чтобы он стал адвокатом. Росси получил юридическое образование в университете Пизы, но в 19 лет, увлекшись театром, сначала примкнул к бродячей актерской труппе, вскоре (в 1846 г.) сменив ее на труппу талантливого театрального деятеля Г. Модены, в которой уже выступал в будущем знаменитый актер Т. Сальвини. В этой труппе культивировался национально-освободительный дух Рисорджименто, которым проникся Росси и которым были отмечены сыгранные им с большим успехом роли в трагедиях В. Альфьери — Давид в «Сауле», Орест в «Оресте».

Собрав собственный театральный коллектив, Росси с 1855 г. начал заграничные гастроли. Возможно, этому способствовала разразившаяся в некоторых итальянских областях эпидемия холеры. В Париж Росси приехал вместе с самой значительной итальянской актрисой его времени, яркой представительницей культуры Рисорджименто А. Ристори. Оба потрясли французов могучим трагическим темпераментом при большей свободе и разнообразии форм, чем это предписывалось на некоторое время оттеснившими со сцены драматургию В. Гюго и других романтиков представителями неоклассицизма Ф. Понсаром, трагической актрисой Э. Рашель. Ристори, затмившая Рашель, и Росси, высоко оцененный критиками и публикой, укрепили во Франции позиции трагедии и поэтической драмы, терявшей в середине века свои позиции под натиском мелодрамы. Росси со своей труппой объездил многие страны Европы, побывал в США, Турции, Египте. Он неоднократно гастролировал в России (1877, 1878, 1890, 1895, 1896 гг.). Во время гастролей Росси в Петербурге в 1877 г. его мастерством был захвачен кн. С. М. Волконский, он познакомился с актером, стал изучать его технику «театра представления», искуссно выстроенное сочетание жеста и интонации. В своих «Воспоминаниях» Волконский оставил ценные свидетельства живого наблюдения над искусством Росси. О невероятной затрате актером сил при исполнении роли Гамлета оставил свидетельство И. А. Бунин, видевший Росси в антракте в полном изнеможении, бледного и покрытого потом.

В репертуаре Росси (особенно в первый период) были пьесы итальянских романтиков, например, он играл Паоло в «Франческо да Римини» С. Пеллико, Колумба в «Христофоре Колумбе» П. Джакометти, Нерона в позднеромантической трагедии П. Коссы «Нерон-художник», обращался и к ролям французского репертуара, например, играл Родриго в «Сиде» П. Корнеля, с большим успехом выступил в заглавной роли в трагедии К. Делавиня «Людовик XI», где автором были сделаны некоторые романтические послабления в целом вполне классицистической конструкции.

Э. Росси в роли Гамлета
Э. Росси в роли Гамлета

Но довольно скоро, на пороге своего 30-летия, Росси понял, что при всей успешности этих ролей данный репертуар не раскрывает масштаба и характера его таланта. В 1856 г. он впервые сыграл роль Гамлета, успех был столь велик, что актер из года в год возвращался к этой роли и играл Гамлета до самой смерти, т. е. почти до 70 лет. Работа над Гамлетом открыла ему мир Шекспира, он нашел своего автора. Наибольшее признание приносили ему именно роли шекспировского репертуара — Ромео, Отелло, Лир, Ричард III, Кориолан, Шейлок («Венецианский купец»), Тимон («Тимон Афинский»). Сходный путь проделал Т. Сальвини, с которым Росси делил славу лучшего исполнителя главных ролей в трагедиях Шекспира. К. С. Станиславский рассматривал игру Сальвини как пример «театра переживания», что отличает исполнение им ролей Гамлета, Лира, Макбета и особенно Отелло от трактовки этих ролей Росси — актером «театра представления» — отмеченных, по словам Станиславского, «...логичностью чувства, последовательностью плана роли, спокойствием его выполнения и уверенностью своего мастерства и воздействия».

Росси написал ряд пьес (самая известная — «Адель» — была написана специально для А. Ристори), эстетических работ и мемуаров, которые свидетельствуют о серьезной проработке актером каждой своей роли, переводил Шекспира.

В конце 1880-х гг. слава Росси и его ровесников (Сальвини, Ристори) несколько померкла, когда взошла звезда нового поколения — Э. Дузе. Сегодня все они занимают самые почетные места в истории итальянского театра.


Соч.: Studii drammatici e lettere autobiografiche. Firenze : Successori Le Monnier, 1885; Quarant'anni di vita artistica : T. 1–3. Firenze : Tipografia Editrice di L. Niccolai, 1887–1890; в рус. пер. — 50 лет артистической деятельности Эрнесто Росси / сост. по мемуарам Э. Росси С. И. Лаврентьева ; с предисл. Э. Росси. СПб. : Изд. А. М. Лесмана ; Тип. И. Гольберга, 1896; Сорок лет на сцене / сокр. пер. с итал. Г. Шувалова. Л. : Искусство, 1976.

Лит.: История западноевропейского театра : в 8 т. М. : Искусство, 1963. Т. 3; Бунин И. А. Автоинтервью / публ. и вступ. А. Бабореко // Наука и жизнь. 1976. № 6. С. 127–128; Волконский С. М. Мои воспоминания : в 2 т. М. : Искусство, 1992. Т. 1; Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. СПб. : Азбука, 2013; Carlson M. A. The Italian Shakespearians: Performances by Ristori, Salvini, and Rossi in England and America. Washington : Folger Books, 1985; Zakharov N. V., Gaydin B. N. Rossi Ernesto [Электр. ресурс] // An Electronic Encyclopaedia “The World of Shakespeare”. URL: http://www.world-shake.ru/en/Encyclopaedia/4106.html [2010].

Вл. А. Луков

Фото: The Yale Center for British Art


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Росси Эрнесто [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4496.html (архивировано в WebCite) [2013].


Назад