RUS
ENG

РОССИ Эрнесто

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Эрнесто Росси в роли Отелло
Эрнесто Росси

Эрнесто Росси [Ernesto Rossi; 27.03.1827, Ливорно — 4.06.1896, Пескара] — итальянский актер, один из наиболее выдающихся исполнителей ролей шекспировского репертуара.

Родился в Ливорно в семье среднего достатка, хотевшей, чтобы он стал адвокатом. Росси получил юридическое образование в университете Пизы, но в 19 лет, увлекшись театром, сначала примкнул к бродячей актерской труппе, вскоре (в 1846 г.) сменив ее на труппу талантливого театрального деятеля Г. Модены, в которой уже выступал в будущем знаменитый актер Т. Сальвини. В этой труппе культивировался национально-освободительный дух Рисорджименто, которым проникся Росси и которым были отмечены сыгранные им с большим успехом роли в трагедиях В. Альфьери — Давид в «Сауле», Орест в «Оресте».

Собрав собственный театральный коллектив, Росси с 1855 г. начал заграничные гастроли. Возможно, этому способствовала разразившаяся в некоторых итальянских областях эпидемия холеры. В Париж Росси приехал вместе с самой значительной итальянской актрисой его времени, яркой представительницей культуры Рисорджименто А. Ристори. Оба потрясли французов могучим трагическим темпераментом при большей свободе и разнообразии форм, чем это предписывалось на некоторое время оттеснившими со сцены драматургию В. Гюго и других романтиков представителями неоклассицизма Ф. Понсаром, трагической актрисой Э. Рашель. Ристори, затмившая Рашель, и Росси, высоко оцененный критиками и публикой, укрепили во Франции позиции трагедии и поэтической драмы, терявшей в середине века свои позиции под натиском мелодрамы. Росси со своей труппой объездил многие страны Европы, побывал в США, Турции, Египте. Он неоднократно гастролировал в России (1877, 1878, 1890, 1895, 1896 гг.). Во время гастролей Росси в Петербурге в 1877 г. его мастерством был захвачен кн. С. М. Волконский, он познакомился с актером, стал изучать его технику «театра представления», искуссно выстроенное сочетание жеста и интонации. В своих «Воспоминаниях» Волконский оставил ценные свидетельства живого наблюдения над искусством Росси. О невероятной затрате актером сил при исполнении роли Гамлета оставил свидетельство И. А. Бунин, видевший Росси в антракте в полном изнеможении, бледного и покрытого потом.

В репертуаре Росси (особенно в первый период) были пьесы итальянских романтиков, например, он играл Паоло в «Франческо да Римини» С. Пеллико, Колумба в «Христофоре Колумбе» П. Джакометти, Нерона в позднеромантической трагедии П. Коссы «Нерон-художник», обращался и к ролям французского репертуара, например, играл Родриго в «Сиде» П. Корнеля, с большим успехом выступил в заглавной роли в трагедии К. Делавиня «Людовик XI», где автором были сделаны некоторые романтические послабления в целом вполне классицистической конструкции.

Э. Росси в роли Гамлета
Э. Росси в роли Гамлета

Но довольно скоро, на пороге своего 30-летия, Росси понял, что при всей успешности этих ролей данный репертуар не раскрывает масштаба и характера его таланта. В 1856 г. он впервые сыграл роль Гамлета, успех был столь велик, что актер из года в год возвращался к этой роли и играл Гамлета до самой смерти, т. е. почти до 70 лет. Работа над Гамлетом открыла ему мир Шекспира, он нашел своего автора. Наибольшее признание приносили ему именно роли шекспировского репертуара — Ромео, Отелло, Лир, Ричард III, Кориолан, Шейлок («Венецианский купец»), Тимон («Тимон Афинский»). Сходный путь проделал Т. Сальвини, с которым Росси делил славу лучшего исполнителя главных ролей в трагедиях Шекспира. К. С. Станиславский рассматривал игру Сальвини как пример «театра переживания», что отличает исполнение им ролей Гамлета, Лира, Макбета и особенно Отелло от трактовки этих ролей Росси — актером «театра представления» — отмеченных, по словам Станиславского, «...логичностью чувства, последовательностью плана роли, спокойствием его выполнения и уверенностью своего мастерства и воздействия».

Росси написал ряд пьес (самая известная — «Адель» — была написана специально для А. Ристори), эстетических работ и мемуаров, которые свидетельствуют о серьезной проработке актером каждой своей роли, переводил Шекспира.

В конце 1880-х гг. слава Росси и его ровесников (Сальвини, Ристори) несколько померкла, когда взошла звезда нового поколения — Э. Дузе. Сегодня все они занимают самые почетные места в истории итальянского театра.


Соч.: Studii drammatici e lettere autobiografiche. Firenze : Successori Le Monnier, 1885; Quarant'anni di vita artistica : T. 1–3. Firenze : Tipografia Editrice di L. Niccolai, 1887–1890; в рус. пер. — 50 лет артистической деятельности Эрнесто Росси / сост. по мемуарам Э. Росси С. И. Лаврентьева ; с предисл. Э. Росси. СПб. : Изд. А. М. Лесмана ; Тип. И. Гольберга, 1896; Сорок лет на сцене / сокр. пер. с итал. Г. Шувалова. Л. : Искусство, 1976.

Лит.: История западноевропейского театра : в 8 т. М. : Искусство, 1963. Т. 3; Бунин И. А. Автоинтервью / публ. и вступ. А. Бабореко // Наука и жизнь. 1976. № 6. С. 127–128; Волконский С. М. Мои воспоминания : в 2 т. М. : Искусство, 1992. Т. 1; Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. СПб. : Азбука, 2013; Carlson M. A. The Italian Shakespearians: Performances by Ristori, Salvini, and Rossi in England and America. Washington : Folger Books, 1985; Zakharov N. V., Gaydin B. N. Rossi Ernesto [Электр. ресурс] // An Electronic Encyclopaedia “The World of Shakespeare”. URL: http://www.world-shake.ru/en/Encyclopaedia/4106.html [2010].

Вл. А. Луков

Фото: The Yale Center for British Art


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Росси Эрнесто [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4496.html (архивировано в WebCite) [2013].


Назад