RUS
ENG

КОЗАКОВ Михаил Михайлович

15 июня 2016
Оргкомитет XXVI Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2016: 400 лет бессмертия поэта» (26–29 сентября 2016 г., Москва) принял решение продлить срок подачи заявок на участие до 15 июля 2016 г.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Михаил Михайлович Козаков
Михаил Михайлович Козаков

Козаков Михаил Михайлович [14.10.1934, Ленинград — 22.04.2011, Рамат-Ган, Израиль] — известный советский артист, российский и израильский режиссёр, актёр театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1967); Народный артист РСФСР (1980); награжден двумя премиями КГБ СССР (1980, 1981); лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1983), Царскосельской художественной премии (1997), премии «ТЭФИ» (2000) — за лучший телевизионный художественный игровой фильм «Ужин в четыре руки»; указом Президента России Д. А. Медведева награжден орденом Почёта РФ (2010).

Михаил Михайлович Козаков родился и вырос в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова (1897–1954) и редактора «Издательства писателей в Ленинграде» Зои Александровны Никитиной (урождённой Гацкевич, 1902–1973). В роду Козаковых были выходцы сербско-греческого происхождения и родственники из Одессы. Бабушка (Зоя Дмитриевна Параскева-Борисова) и мать будущего артиста были арестованы в 1937 г., возможно, из-за преследования его дяди, офицера царской армии Д. А. [В. А.] Гацкевича. По счастью, они были освобождены в 1938 г. В 1948 г. Зоя Александровна была снова арестована. На этот раз по обвинению в финансовых махинациях в Литфонде.

Во время войны был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Пермский край (тогда — Молотовскую область). По возвращению из блокады в 1945 г. обучался в Ленинградском хореографическом училище.

Михаил Козаков в роли Гамлета
Михаил Козаков в роли Гамлета.
Театр им. В.Маяковского (1956)

В 1952 г. окончил 222-ю мужскую школу и поступил в Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского), которую окончил в 1956 г. Поступил на работу в Театр имени В. Маяковского (1956–1959), затем служил в московском театре «Современник» (1959–1970), во МХАТе (1971–1972), в Театре на Малой Бронной (1972–1981) и в «Ленкоме» (с 1986).

В августе 1991 г. М. М. Козаков уезжает работать в Израиле. В течение нескольких лет пытался найти себя, играя на иврите в Тель-авивском камерном театре, но его актерская карьера на исторической родине так и не сложилась. В 1996 г. артист возвращается на Родину, собирает свою собственную труппу и называет ее «Русская антреприза Михаила Козакова».

Михаил Козаков скончался 22 апреля 2011 г. после продолжительной болезни в израильском хосписе. Похоронен 27 апреля 2011 г. на Введенском кладбище в Москве, рядом с могилой отца.

Среди творческих работ М. Козакова Шекспир всегда занимал особое место. В 1956 г. в Театре им. Маяковского он играет главную роль в «Гамлете» (перевод М. Л. Лозинского, режиссёр Н. П. Охлопков). Армен Джигарханян вспоминал: «Была целая легенда о том, как Миша играл Гамлета в театре Маяковского. Талантливо играл, все хотели посмотреть эту постановку!» (цит. по: Мотаева, 2009). Спустя тридцать лет, в 1986 г., исполняет роль Полония в «Гамлете» Театра им. Ленинского комсомола (режиссёр Глеб Панфилов), в 1998 г. — роль Тени отца Гамлета в постановке Петера Штайна. В 1999 г. сыграл роль Шейлока в Театре им. Моссовета в «Венецианском купце» (режиссёр Андрей Житинкин), а в 2003 г. — Лира в «Короле Лире» в постановке того же театра (режиссёр П. О. Хомский). Интересна его работа в фильме — «Комедия ошибок» (1978), где актер исполнил роль Антифола, а в 2004 г. М. Козаков выступил режиссёром, сценаристом и рассказчиком большого телевизионного проекта «Играем Шекспира» (премия «ТЭФИ» 2005 г.).

М. Козаков в роли короля Лира
М. Козаков в роли короля Лира. Фото В. Большакова

В одном из последних интервью М. Козаков отмечал: «За последние десять лет я немало сделал — короля Лира, Шейлока, поставил телеспектакль “Играем Шекспира”. Я доволен этими работами. Очень много езжу по стране — делаю поэтические вечера, на которых читаю любовную лирику Пушкина, стихи Тютчева, Самойлова. У меня первоклассный, образованный зритель в провинции. И это для меня отдушина. А после концерта люди заходят за кулисы: “Как вы прочитали реквием Ахматовой!” Эти зрители и дают смысл той дурацкой профессии, которой я занимаюсь» (Плешакова, 2011). По словам писательницы Людмилы Штерн, актер «как-то пошутил, что из персонажей Шекспира он не играл только череп Йорика» (цит. по: Сулькин, 2011).


Лит.: Ильина М. Михаил Козаков // Актёры советского кино. Вып. 6. Л. : Искусство, 1970. С. 129–141; Тадэ Э. С. Михаил Козаков. М. : Искусство, 1977. — 160, [32] с. — (Мастера советского театра и кино); Касьянова Л. Грядут перемены [Михаил Козаков] // Мой любимый актёр : Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино : сб. / сост. Л. И. Касьянова. М. : Искусство, 1988. С. 245–260; Поюровский Б. Михаил Козаков // Мастера художественного слова. Вып. 2. М. : Искусство, 1988. С. 77–90; Макаров П. Михаил Козаков: «Я всегда говорю то, что думаю» // Макаров П. Персоны: Звёздное досье. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. С. 169–181; Три-Михаила-Три. Козаковы : Жизнь трех поколений / Ред.-сост. Е. Зайцева. М. : Рутена, 1999; Горин Г. Михаил Козаков : Мемуары // Горин Г. Сценарии. Киноповести. Пьесы. Рассказы. М. : У-Фактория, 1999. С. 685–686; Мотаева Т. Михаил Козаков в канун своего 75-летия: «Мне ещё так много надо сыграть!» [Электронный ресурс] // Обозреватель. № 41 (371) от 09.10.2009. URL: http://www.oboz.by/articles/detail.php?article=459 (дата обращения: 3.05.2011); Плешакова А. Михаил Козаков: «Сниматься в рекламе более достойно, чем играть в плохом театре» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 23.04.2011. URL: http://kp.ru/daily/25674/834570/ (дата обращения: 2.05.2011); Сулькин О. Михаил Козаков: очарование добра [Электронный ресурс] // Русская Служба «Голоса Америки». 22.04.2011. URL: http://www.voanews.com/russian/news/Michael-Kozakov-2011-04-22-12­0522319.html (дата обращения: 2.05.2011).

Соч.: Это беспощадное искусство! Одноакт. комедии / [Сост. и авт. послесл. М. М. Козаков] М. : Искусство, 1980; Почему я не рискнул снимать «Пиковую даму» // Телевидение и литература / Сост. Е. В. Гальперина. М. : Искусство, 1983. С. 202–216; Записки на песке. Главы из автобиогр. кн. / Михаил Козаков. М. : Правда, 1988; Фрагменты / Михаил Козаков. М. : Искусство, 1989; Актерская книга / Михаил Козаков М. : Вагриус, 1996 (2-е изд. — 1999); Актерская книга :  в 2 тт. [Т. 1: Рисунки на песке ; Т. 2 : Третий звонок] / Михаил Козаков. М. : АСТ ; Зебра Е, 2006. (2-е изд. — 2008); О дяде Толе Мариенгофе (Предисловие) // Мариенгоф А. Бессмертная трилогия. М. : Вагриус, 2000. C. 7–10.

Н. В. Захаров, Б. Н. Гайдин

Фото: ИнтерЛит
Обозреватель
Новая газета


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1).

Библиограф. описание: Захаров Н. В., Гайдин Б. Н. Козаков Михаил Михайлович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4246.html [2011].


См. также:


Назад