RUS
ENG

АНГЛИЙСКИЙ РЕНЕССАНСНЫЙ РОМАН

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Английский ренессансный роман. Роман как жанр литературы эпохи Возрождения складывается в XVI веке. Сравнивая наиболее значительный роман предыдущего столетия — «Смерть Артура» Томаса Мэлори — с романами, появившимися в шекспировскую эпоху, легко ощутить новую эпоху со своими эстетическими требованиями и вкусами, хотя ряд мотивов роднит их и позволяет говорить о непрерывности в развитии жанра романа в Англии.

Титульная страница третьего издания «Аркадии» Ф. Сидни (1598)
Титульная страница третьего издания «Аркадии» Ф. Сидни (1598)

Первым заметным явлением в ренессансном английском романе стал неоконченный пасторальный роман Ф. Сидни «Аркадия» (1581, опубл. 1590) вызвал множество подражаний и утвердил эту разновиднойть жанра в английской литературе. В романе сочетается проза и поэзия, под влиянием поэзии и проза становится образной, условной, слишком жеманной, что, тем не менее, нравилось современникам.

Не менее замечателен роман Джона Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1578–1580). Стиль романа, сложный, изысканный, витиеватый, с развернутыми метафорами и сравнениями, цитатами из античных авторов и т. д., оказал такое влияние на литературу, что появилось особое понятие «эвфуизм» (правда, нередко с негативным значением: манерность стиля).

Влияние эвфуистического стиля испытал Шекспир. Эвфуизм нашел продолжение в стиле европейского галантного (прециозного) романа XVII века. Как отмечали Г. В. Аникин и Н. П. Михальская, «эвфуистический стиль знаменует собой переход от языка поэзии к языку драмы и художественной прозы» (Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы / 2-е изд. М., 1985. С. 37).

Титульная страница романа Джона Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1578–1580)
Титульная страница романа Джона Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1578–1580)

Среди произведений последователей Лили, оказавших влияние на Шекспира, следует упомянуть и роман Томаса Лоджа «Розалинда, золотое наследие Эвфуэса», основной источник сюжета шекспировской комедии «Как вам это понравится», а также повесть Роберта Грина (1558–1592) «Пандосто» (1588), одна из новелл которой дала Шекспиру сюжет «Зимней сказки».

Шекспир не писал романов, что можно объяснить как спецификой его дарования, драматического по преимуществу (что ощущается даже в его сонетах и поэмах, а не только в драматических произведениях), но можно увидеть в этом факте и желание иметь как можно более широкую публику (образованность в его время — в основном привилегия знати, считается, например, что даже дети Шекспира не обучались грамоте, что, если это так, было бы довольно обычным делом). Романисты последующих веков нередко черпали материал, образы, сюжеты из наследия Шекспира (достаточно напомнить «Черного принца» А. Мердок).


Лит.: История английской литературы : В 3 т. М. ; Л., 1945. Т. 1, Вып. 2; Михальская Н. П. История английской литературы. М., 2006; Захаров Н. В., Гайдин Б. Н. Грамматические школы в эпоху Ренессанса: чему учился Шекспир // Шекспировские штудии III: Линии исследования: Сборник научных трудов. М., 2006. С. 32–36.

Вл. А. Луков

Изображения:

Luminarium – Sir Philip Sidney: Additional Sources
Luminarium – John Lyly: Additional Resources


Назад