RUS
ENG

АНГЛИЙСКАЯ РЕНЕССАНСНАЯ ДРАМАТУРГИЯ «УНИВЕРСИТЕТСКИХ УМОВ» — ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ШЕКСПИРА

23 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Многое из того, что связывается с именем Шекспира, было подготовлено его предшественниками — «университетскими умами», как их принято называть, ибо они, как правило, получили прекрасное образование в английских университетах (Оксфорд, Кембридж). Некоторые из них выделяются особо.

Роберт Грин многое сделал для формирования английской комедии («Комическая история об Альфонсе, Короле Арагонском», 1587; «Приятная комедия о Джордже Грине, Векфильдском полевом стороже, оп. 1599; и др.), продемонстрировав возможность сочетать счастливую развязку с драматическими эпизодами, близкими к трагедии.

Томас Кид (1558–1594) разработал популярнейший жанр трагедии мести («Испанская трагедия», ок. 1587). Он опирался на традиции Сенеки, пересмотревшего аристотелевское понимание катарсиса (для него нет единого чувства страха и сострадания, страх связывается с персонажами-злодеями, сострадание — с персонажами-жертвами). У Кида трагическое совпадает с ужасным в жизни, он буквально усеивает сцену трупами. Как предполагают некоторые исследователи, Кид был автором несохранившейся трагедии о Гамлете, на которую опирался Шекспир при создании своего «Гамлета» (в ней развивалась тема мести, появлялась тень отца Гамлета, был использован прием «театра в театре» — на сцене перед героями трагедии актеры разыгрывали спектакль в духе шекспировской «Мышеловки»).

Величайшим из драматургов — «университетских умов» был Кристофер Марло (1564–1593). Он был лишь на несколько месяцев старше Шекспира, но раньше начал творческую деятельность, утвердив в английской драматургии белый стих (5-стопный ямб), создавший образец трагедии, уже близкий шекспировской модели этого жанра («Трагедия о докторе Фаусте»), развивший жанр исторической хроники («Эдуард II»). Среди гипотез об авторстве шекспировский произведений («шекспировский вопрос») видное место занимает предположение (эффектное, но не подтвержденное), что автором пьес Шекспира был именно Кристофер Марло, выдающийся драматург-профессионал, создавший пьесы, открывшие путь к появлению шекспировских шедевров.


Лит.: Левидова И. М. Современники Шекспира: Библиогр. пер. и критич. литературы на рус. яз. // Шекспировский сборник. 1961. М., 1963. С. 357–367; Dolhmore E. I. Radical Tragedy: Religion, Ideology and Power in the Drama of Shakespeare and His Contemporaries. Brighton, 1984.

Вл. А. Луков


Назад