RUS
ENG

АНГЛИЙСКАЯ РЕНЕССАНСНАЯ ДРАМАТУРГИЯ «УНИВЕРСИТЕТСКИХ УМОВ» — ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ШЕКСПИРА

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Многое из того, что связывается с именем Шекспира, было подготовлено его предшественниками — «университетскими умами», как их принято называть, ибо они, как правило, получили прекрасное образование в английских университетах (Оксфорд, Кембридж). Некоторые из них выделяются особо.

Роберт Грин многое сделал для формирования английской комедии («Комическая история об Альфонсе, Короле Арагонском», 1587; «Приятная комедия о Джордже Грине, Векфильдском полевом стороже, оп. 1599; и др.), продемонстрировав возможность сочетать счастливую развязку с драматическими эпизодами, близкими к трагедии.

Томас Кид (1558–1594) разработал популярнейший жанр трагедии мести («Испанская трагедия», ок. 1587). Он опирался на традиции Сенеки, пересмотревшего аристотелевское понимание катарсиса (для него нет единого чувства страха и сострадания, страх связывается с персонажами-злодеями, сострадание — с персонажами-жертвами). У Кида трагическое совпадает с ужасным в жизни, он буквально усеивает сцену трупами. Как предполагают некоторые исследователи, Кид был автором несохранившейся трагедии о Гамлете, на которую опирался Шекспир при создании своего «Гамлета» (в ней развивалась тема мести, появлялась тень отца Гамлета, был использован прием «театра в театре» — на сцене перед героями трагедии актеры разыгрывали спектакль в духе шекспировской «Мышеловки»).

Величайшим из драматургов — «университетских умов» был Кристофер Марло (1564–1593). Он был лишь на несколько месяцев старше Шекспира, но раньше начал творческую деятельность, утвердив в английской драматургии белый стих (5-стопный ямб), создавший образец трагедии, уже близкий шекспировской модели этого жанра («Трагедия о докторе Фаусте»), развивший жанр исторической хроники («Эдуард II»). Среди гипотез об авторстве шекспировский произведений («шекспировский вопрос») видное место занимает предположение (эффектное, но не подтвержденное), что автором пьес Шекспира был именно Кристофер Марло, выдающийся драматург-профессионал, создавший пьесы, открывшие путь к появлению шекспировских шедевров.


Лит.: Левидова И. М. Современники Шекспира: Библиогр. пер. и критич. литературы на рус. яз. // Шекспировский сборник. 1961. М., 1963. С. 357–367; Dolhmore E. I. Radical Tragedy: Religion, Ideology and Power in the Drama of Shakespeare and His Contemporaries. Brighton, 1984.

Вл. А. Луков


Назад