RUS
ENG

БЕНЕДИКС Родерих Юлиус

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Юлиус Родерих Бенедикс
Юлиус Родерих Бенедикс

Юлиус (Юлий) Родерих Бенедикс (Julius Roderich Benedix; 21.01.1811, Лейпциг — 26.09.1873, там же) — немецкий писатель и драматург.

После окончания Томасшулле (гимназии) поступил в 1831 г. в труппу Х.-Э. Бетмана, одну из тех, которые в своих мемуарах Р. Вагнер описывает, как рискованное предприятие на случайные дотации, объединявшие актеров с сомнительной репутацией, готовых работать за гроши. Труппы ставили драматические и оперные спектакли, в основном из французского и итальянского репертуара, непритязательные и с расчетом на невзы­скательные вкусы публики. Фактически бродячей труппой было и предприятие Бетмана (работавшего с 1826 г. актером и директором труппы в различных театрах Аахена, Дессау, Кёнигсберга и Магдебурга), и с ней два года Бенедикс кочевал по всей Германии (играл в Дессау, Бернбурге, Кёттене, Мейнингене, Рудольштадте). Позже смог заключить контракты на работу актером в Миндене, Падерборне, Клеве, Крефельде, Майнце и Висбадене. В 1838 г. получил возможность работать режиссером зимнего театра в Везеле, где поставил свою комедию «Вечный студент» (Das bemooste Haupt, 1841). Содержание пьесы таково: герой пьесы Альсдорф — студент-богослов, который учится уже тридцать семестров, но безуспешно, поскольку его отвлекают кутежи, частые дуэли, а еще 10-летняя связь с портнихой Ханнхен. Намекая на аналогию этого последнего обстоятельства с долгим союзом ветхозаветных Иакова (Израиля) и Рахиль, друзья дают Альсдорфу прозвище Долговязый Израиль. Комедия кончается тем, что герой наконец получает место священника. Постановка имела большой успех, как и вторая комедия, написанная и поставленная в Везеле Бенедиксом, — «Доктор Веспе» (Doktor Wespe). Слава создателя смешных «комедий положений» позволила Бенедиксу уйти со сцены и заняться литературной деятельностью (в Везеле он становится редактором народной газеты “Sprecher”). По оценкам современников, многие комедии Бенедикса отличались особой веселостью, стали «любимыми пьесами немецкой публики» (в их числе, кроме названных: “Der Steckbrief”, “Der alte Magister”, “Der Vetter”, “Das Lügen” и др.). Его пьесы переводились на французский, английский, шведский, русский, венгерский, чешский языки.

В 1842 г. Бенедикс читает в Кёльне публичные лекции о «Фаусте» Гёте и приобретает немалую известность. В 1844 г. он принимает назначение на должность директора театра в Эльберфельде. В 1845 г. переезжает в Кёльн, где с 1847 г. работает техническим директором Кёльнского городского театра. С созданием в Кёльне Рейнского музыкального училища (1849) Бенедикс начинает работать и там в качестве преподавателя литературы и декламации. В 1855 г. он становится главным режиссером городского театра во Франкфурте-на-Майне, но в 1859 г. возвращается в Кёльн, неудовлетворенный своим статусом. В 1861 г. возвращается в свой родной город Лейпциг.

Могила Ю. Р. Бенедикса на кладбище Alter Johannisfriedhof в Лейпциге
Могила Ю. Р. Бенедикса на кладбище
Alter Johannisfriedhof в Лейпциге

Для шекспироведения определенное значение имеет вышедшая посмертно в 1873 г. книга Бенедикса «Шекспиромания» (Die Shakespearomanie), которая содержала попытку развенчать романтический культ Шекспира как великого драматурга, охладить неумеренные восторги по поводу его творчества, выявить нелепости в построении сценического действия его пьес. Таковой нелепостью Бенедикс, например, считал непомерную по объему, «неуклюжую» и неуместную вставку с рассуждениями Гамлета о театральном искусстве (в сцене с актерами). Книга была выдержана в резко полемическом духе, ее подзаголовок “Zur Abwehr” — «К обороне» вполне этому соответствует.

О реакции на книгу свидетельствует переписка Ф. Энгельса и К. Маркса в декабре 1873 г. Энгельс пишет: «Негодяй Родерих Бенедикс выпустил дурно пахнущую толстую книгу о “шекспиромании”, в которой подробнейшим образом доказывает, что Шекспир и в подметки не годится нашим великим поэтам и даже поэтам нового времени. Вероятно, Шекспира надо просто сбросить с пьедестала, чтобы поставить на его место толстозадого Р. Бенедикса. В одном только первом акте “Веселых кумушек” <“Веселые виндзорские кумуш­ки”> больше жизни и реальности, чем во всей немецкой литературе; один Ланс со своей собакой Кребом <из шекспировской комедии “Два веронца”> больше стоит, чем все немецкие комедии вместе взятые. Зато тяжеловесный толстозадый Бенедикс распространяется в столь же серьезных, сколь и дешевых рассуждениях по поводу той бесцеремонности, с которой Шекспир часто наскоро завершает развязку, сокращая этим — в действительности довольно скучную — неизбежную болтовню. Habeat sibi. <Так ему>» (Ф. Энгельс К. Марксу, 10 дек. 1873 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 33. С. 89). Маркс отвечает Энгельсу: «Родерих Бенедикс меня не удивляет. Если бы он и ему подобные понимали Шекспира, как могли бы они набраться храбрости показывать публике свои собственные “изделия”?» (К. Маркс Ф. Энгельсу, 11 дек. 1873 // Там же. С. 90).


Соч.: Gesammelte dramatische Werke : Bde. 1–27. Leipzig, 1846–1874; Die Shakespearomanie. Stuttgart : J. G. Cotta, 1873. iv, 446 s.

Вал. А. Луков

Фото: Zeno.org | Wikimedia



Библиограф. описание: Луков В. А. Бенедикс Родерих Юлиус [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». 2009. URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3867.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм. гггг).

Последнее обновление: 6.10.2016.


Назад