RUS
ENG

ДОН КИХОТ и ГАМЛЕТ

06 сентября 2019
Кафедры истории зарубежной музыки и истории русской музыки Московской консерватории совместно с Королевским колледжем музыки (Лондон) приглашают исследователей, педагогов, студентов и аспирантов музыкальных и других творческих вузов принять участие в Международной научной конференции «Музыка Британии и России: параллели и перекрёстки», которая будет проходить 9–11 декабря 2019 г. В рамках конференции запланирована секция «Шекспир и музыкальное искусство».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Эдмунд Кин в роли Гамлета
Эдмунд Кин (Edmund Kean)
в роли Гамлета

В статье И. С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» (опубл. 1860) были сопоставлены два мировых литературных персонажа. Отклики А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова и др. показывают, что предложенное И. С. Тургеневым сопоставление сразу же вошло в тезаурус русской интеллигенции. При этом Дон Кихот трактовался как воплощение героического начала, Гамлет — как образ бездействующего мыслителя, в котором героическое подавлено эгоизмом.

Тургеневская трактовка — одна из многих точек зрения на мировые литературные типы, причем существуют прямо противоположные версии (например, сентименталистская и романтическая трактовки Гамлета, уверенность читателей XVII–XVIII вв. в отрицательности Дон Кихота, сменившаяся на восхищение Дон Кихотом со стороны романтиков и т. д.). С позиций тезаурусного подхода это объяснимо, но должны быть какие-то свойства самих произведений, обеспечивающие такое разнообразие интерпретаций.

Оноре Домье "Дон Кихот" (ок. 1868)
Оноре Домье
«Дон Кихот» (ок. 1868)

Произведения У. Шекспира и М. Сервантеса написаны почти одновременно и несут на себе следы переходной эпохи. Множественность трактовок заложена в самой их структуре. Точка зрения автора скрыта у Шекспира за счет драматической формы, у Сервантеса — с помощью игры точками зрения (рассказчики, арабский летописец Сид Ахмет бен-Инхали, переводчик с арабского, толедский мориск). Несводимость к единой трактовке заложена и в героях. У Шекспира и Сервантеса мировые литературные персонажи — это типы, совмещающие крайности. Человек здесь не сводим ни к разуму, ни к доброте. Для окружающего мира они — маргиналы. Их безумие носит философский характер (открытие истинного лика мира в «Гамлете», создание виртуальной реальности в «Дон Кихоте»). Неоднозначность, многомерность мира и человека объясняет композиционные диспропорции в сюжете (кульминация в середине «Гамлета», непредугадываемость сюжетных ходов и вставные новеллы в «Дон Кихоте»). Образ Гамлета так подан Шекспиром, что он стоит над зрителем (знает нечто, чего не знает зритель). Сервантес использовал противоположную разновидность того же приема: Дон Кихот намеренно расположен ниже читателя (безумец, достойный осмеяния), и его великая вера и глубокие мысли создают впечатление загадки.

Ни загадка Гамлета, ни загадка Дон Кихота не могут быть разгаданы, так как они важны не сами по себе, а входят в структуру образов, подчеркивая многомерность человека и мира.


Лит.: Тургенев И. С. Гамлет и Дон Кихот // Тургенев И. С. Полн. собр. соч. : в 28 т. Сочинения : в 15 т. М. ; Л. : Наука, 1964. Т. 8. С. 169–192; Луков Вл. А. «Дон Кихот» и «Гамлет» // VII Пуришевские чтения: Классика в контексте мировой культуры. М. : МПГУ, 1995. С. 3.

Вл. А. Луков

Изображения: Wikipedia | Википедия


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Дон Кихот и Гамлет [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». [2009–]. URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3799.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Последнее обновление: 28.04.2017.


Назад