RUS
ENG

ДЕФО Даниель

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Даниель Дефо
Даниель Дефо

ДЕФО Даниель (Defoe Daniel) [ок. 1660, Криплгейт — 24(?).04.1731, Мурфилдс] — английский писатель, родоначальник европейского романа нового времени, один из предтеч реализма.

Выходец из семьи купца-пуританина, получил образование в пуританской духовной академии, занимался коммерцией, был виноторговцем, журналистом, политиком, секретным агентом правительства. Дефо был сторонником власти буржуазии, предлагал политические и экономические реформы («Опыт о проектах», 1697), давал практические и моральные советы буржуазии («Совершенный британский негоциант», 1726–1727), писал брошюры в защиту свободы слова и вероисповеданий. За памфлет в защиту веротерпимости «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был приговорен к наказанию у позорного столба, но публикация памфлета «Гимн позорному столбу» (1702) привела к тому, что наказание превратилось в триумф Дефо: лондонцы забросали его цветами.

Журналистская деятельность Дефо повлияла на стиль его романов — простой и ясный, реалистичный, без литературных излишеств, имитирующий документальность дневников и писем (отсюда использование писателем повествования от первого лица). В творчестве Дефо складывается новый тип романа. В зародыше обнаруживаются формы, которые впоследствии обретут жанровую определенность. Так и у Дефо: в «Дневнике чумного года» (1722) о чуме в Лондоне можно увидеть прообраз исторического романа, в «Капитане Сингльтоне» (1720) и «Истории полковника Жака» (1722) — прообраз приключенческого романа, в «Молль Флендерс» (1722) и «Роксане» (1724) — прообраз социально-психологического и уголовного романа, как и в «Жизни и деяниях Джонатана Уайльда» (1725) — книге, посвященной реальному, а не вымышленному лицу, одному из самых знаменитых лондонских преступников (на нее впоследствии ответил Г. Филдинг своим сатирическим романом «История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого»).

Исследователь английской литературы Ю. И. Кагарлицкий дал краткую и ёмкую характеристику романному творчеству писателя: «Романы Дефо лишены разработанного сюжета и строятся вокруг биографии героя, как перечень его успехов и неудач. Путь его персонажей однообразен — через преступления к богатству, довольству и раскаянию, которое, однако, приходит не раньше, чем герой становится обеспеченным и вступает в число благоприличных буржуа. Духовная жизнь героев Дефо небогата; они трезвы, настойчивы, практичны, обладают здравым смыслом. Ту часть биографии героя, которая происходит в сфере житейской практики, Дефо описывает бесстрастно, поскольку не только действия героя, но и вся реальная буржуазная практика противоречат тем требованиям благочестия, которые Дефо делает привеском к своим произведениям. Его герои не имеют от природы преступных наклонностей, но стремятся к самоутверждению, которое возможно только через обогащение. Пираты, воры, авантюристы и проститутки — все они выражают в наиболее чистом виде самую подоснову буржуазных отношений, при которых деньги, даже добытые нечестными путями, становятся основным мерилом ценности человека» (Кагарлицкий Ю. И. Дефо // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: СЭ, 1964. Т. 2. Стб. 624).

Огромную роль в формировании представлений о «естественном человеке» сыграл роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (3 тома, 1719–1720). Английский писатель создает новую жанровую форму романа, отказавшись от использования популярных схем плутовского и галантно-героического романов. Новизна заключалась прежде всего в создании иллюзии документальности. «Я родился в 1632 году, в городе Йорке, в зажиточной семье иностранного происхождения: мой отец был родом из Бремена и обосновался сначала в Булле», — так начинается роман, где первое лицо рассказчика, простота и обыденность слога, даты, имена, факты призваны подчеркнуть дневниковый характер повествования, а следовательно, его правдивость. Для английских читателей начала XVIII века это было важно. Они довольно холодно относились к придуманным сюжетам, видя в них стремление писателей обмануть доверчивого читателя. Вместе с тем столь реально представленная Дефо жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове — это одновременно и рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости до цивилизации (в XX веке этот прием использует Д. Джойс в «Улиссе»). Именно естественное состояние Робинзона воспитывает его, подчеркивается в романе, породившем многочисленные робинзонады в европейской литературе последующих веков.

Роман становится гимном труду (прежде всего физическому), прославляет оптимизм и стойкость перед лицом любых трудностей. Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» утверждал, что юноша не должен читать ничего, кроме «Робинзона Крузо». Роман Дефо породил особую разновидность мировой приключенческой литературы, получившую название «робинзонада».

Дефо сравнивал себя с Шекспиром, как он говорил, во всем «за вычетом дарования». Приводя этот отзыв писателя, М. и Д. Урновы (в статье: Современный писатель // Дефо Д. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Мн., 1987. С. 3) подчеркивают различия между героями Шекспира и Дефо, которые проявились бы даже в сходных ситуациях, и объясняют это тем, что за столетие между временем Шекспира и временем Дефо прошла английская буржуазная революция. Этот подход вполне убедителен.

Между тем, слова Дефо заставляют искать больше сходства между двумя писателями. Так, следовало бы сравнить ситуацию, созданную Шекспиром в «Буре» со сходной в некоторых отношениях ситуацией «Робинзона Крузо». В любом случае, знание Дефо творчества Шекспира позволяет искать в его произведениях шекспировскую традицию.


Соч.: Novels and selected writings: V. 1–14. Oxford, 1927–28; в рус. пер. — Избр. М., 1971; Счастливая куртизанка, или Роксана. М., 1974; Робинзон Крузо. История полковника Джека. Минск, 1987; Жизнь и пиратские приключения славного капитана Синглтона. Молль Флендерс. М., 1990; Дневник чумного года. М., 1997.

Лит.: Урнов Д. М. Дефо. М., 1990; Михальская Н. П. Дефо // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Earle P. The world of Defoe. L., 1976.

Вл. А. Луков


Назад