Даниель Дефо |
ДЕФО Даниель (Defoe Daniel) [ок. 1660, Криплгейт — 24(?).04.1731, Мурфилдс] — английский писатель, родоначальник европейского романа нового времени, один из предтеч реализма.
Выходец из семьи купца-пуританина, получил образование в пуританской духовной академии, занимался коммерцией, был виноторговцем, журналистом, политиком, секретным агентом правительства. Дефо был сторонником власти буржуазии, предлагал политические и экономические реформы («Опыт о проектах», 1697), давал практические и моральные советы буржуазии («Совершенный британский негоциант», 1726–1727), писал брошюры в защиту свободы слова и вероисповеданий. За памфлет в защиту веротерпимости «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был приговорен к наказанию у позорного столба, но публикация памфлета «Гимн позорному столбу» (1702) привела к тому, что наказание превратилось в триумф Дефо: лондонцы забросали его цветами.
Журналистская деятельность Дефо повлияла на стиль его романов — простой и ясный, реалистичный, без литературных излишеств, имитирующий документальность дневников и писем (отсюда использование писателем повествования от первого лица). В творчестве Дефо складывается новый тип романа. В зародыше обнаруживаются формы, которые впоследствии обретут жанровую определенность. Так и у Дефо: в «Дневнике чумного года» (1722) о чуме в Лондоне можно увидеть прообраз исторического романа, в «Капитане Сингльтоне» (1720) и «Истории полковника Жака» (1722) — прообраз приключенческого романа, в «Молль Флендерс» (1722) и «Роксане» (1724) — прообраз социально-психологического и уголовного романа, как и в «Жизни и деяниях Джонатана Уайльда» (1725) — книге, посвященной реальному, а не вымышленному лицу, одному из самых знаменитых лондонских преступников (на нее впоследствии ответил Г. Филдинг своим сатирическим романом «История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого»).
Исследователь английской литературы Ю. И. Кагарлицкий дал краткую и ёмкую характеристику романному творчеству писателя: «Романы Дефо лишены разработанного сюжета и строятся вокруг биографии героя, как перечень его успехов и неудач. Путь его персонажей однообразен — через преступления к богатству, довольству и раскаянию, которое, однако, приходит не раньше, чем герой становится обеспеченным и вступает в число благоприличных буржуа. Духовная жизнь героев Дефо небогата; они трезвы, настойчивы, практичны, обладают здравым смыслом. Ту часть биографии героя, которая происходит в сфере житейской практики, Дефо описывает бесстрастно, поскольку не только действия героя, но и вся реальная буржуазная практика противоречат тем требованиям благочестия, которые Дефо делает привеском к своим произведениям. Его герои не имеют от природы преступных наклонностей, но стремятся к самоутверждению, которое возможно только через обогащение. Пираты, воры, авантюристы и проститутки — все они выражают в наиболее чистом виде самую подоснову буржуазных отношений, при которых деньги, даже добытые нечестными путями, становятся основным мерилом ценности человека» (Кагарлицкий Ю. И. Дефо // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: СЭ, 1964. Т. 2. Стб. 624).
Огромную роль в формировании представлений о «естественном человеке» сыграл роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (3 тома, 1719–1720). Английский писатель создает новую жанровую форму романа, отказавшись от использования популярных схем плутовского и галантно-героического романов. Новизна заключалась прежде всего в создании иллюзии документальности. «Я родился в 1632 году, в городе Йорке, в зажиточной семье иностранного происхождения: мой отец был родом из Бремена и обосновался сначала в Булле», — так начинается роман, где первое лицо рассказчика, простота и обыденность слога, даты, имена, факты призваны подчеркнуть дневниковый характер повествования, а следовательно, его правдивость. Для английских читателей начала XVIII века это было важно. Они довольно холодно относились к придуманным сюжетам, видя в них стремление писателей обмануть доверчивого читателя. Вместе с тем столь реально представленная Дефо жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове — это одновременно и рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости до цивилизации (в XX веке этот прием использует Д. Джойс в «Улиссе»). Именно естественное состояние Робинзона воспитывает его, подчеркивается в романе, породившем многочисленные робинзонады в европейской литературе последующих веков.
Роман становится гимном труду (прежде всего физическому), прославляет оптимизм и стойкость перед лицом любых трудностей. Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» утверждал, что юноша не должен читать ничего, кроме «Робинзона Крузо». Роман Дефо породил особую разновидность мировой приключенческой литературы, получившую название «робинзонада».
Дефо сравнивал себя с Шекспиром, как он говорил, во всем «за вычетом дарования». Приводя этот отзыв писателя, М. и Д. Урновы (в статье: Современный писатель // Дефо Д. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Мн., 1987. С. 3) подчеркивают различия между героями Шекспира и Дефо, которые проявились бы даже в сходных ситуациях, и объясняют это тем, что за столетие между временем Шекспира и временем Дефо прошла английская буржуазная революция. Этот подход вполне убедителен.
Между тем, слова Дефо заставляют искать больше сходства между двумя писателями. Так, следовало бы сравнить ситуацию, созданную Шекспиром в «Буре» со сходной в некоторых отношениях ситуацией «Робинзона Крузо». В любом случае, знание Дефо творчества Шекспира позволяет искать в его произведениях шекспировскую традицию.
Соч.: Novels and selected writings: V. 1–14. Oxford, 1927–28; в рус. пер. — Избр. М., 1971; Счастливая куртизанка, или Роксана. М., 1974; Робинзон Крузо. История полковника Джека. Минск, 1987; Жизнь и пиратские приключения славного капитана Синглтона. Молль Флендерс. М., 1990; Дневник чумного года. М., 1997.
Лит.: Урнов Д. М. Дефо. М., 1990; Михальская Н. П. Дефо // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Earle P. The world of Defoe. L., 1976.