RUS
ENG

ФОКИН Валерий Владимирович

23 сентября 2018
Предлагаем Вашему вниманию программу и сборник аннотаций докладов XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (Москва, 24–27 сентября 2018 г.).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Валерий Владимирович Фокин
Валерий Владимирович Фокин

Валерий Владимирович Фокин [28.03.1946, Москва] — российский режиссёр, актёр и педагог, народный артист Российской Федерации.

16 апреля 2010 г. на сцене Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина [Александринский театр] он представил премьерный показ своей версии «Гамлета». Сценография — Александр Давидович Боровский; драматургическая адаптация — Вадим Николаевич Леванов). Роль Гамлета сыграл Дмитрий Олегович Лысенков).

Спектакль породил большое количество разнообразных и зачастую полярных мнений в театральном сообществе.

Эльсинор в постановке В. В. Фокина — образ тоталитарного государства со всеми его атрибутами: безликая толпа пьяных спортивных фанатов, жесткая репрессивная система государственного контроля, морально разлагающаяся правящая верхушка и т. п.

Гамлет-Лысенков мастерски создал художественное воплощение современного молодого человека: предельная нервозность на грани психопатии, отчаяние и апатия, жестокость и инфантильность. Не это ли вполне частая картина из нашей жизни? Этот Гамлет способен думать и мыслить, но он, видимо, не в силах изменить хоть что-то в этой хорошо работающей системе, в которой на смену отработанному человеческому материалу придут новые «винтики». Полный боли и страдания, он устраивает подобие бунта против лжи этого мира. Дикое отчаяния и нежелание идти по стопам матери и дяди, погрязших в грехе и жестокости, толкают его к припадкам бессильной ярости, которая если и может что-то изменить, то испугать Клавдия-подкаблучника (Андрей Николаевич Шимко), но никак не переломить ход истории: его голос «захлебнется и утонет в бравурных, хотя и “заикающихся” и топчущихся на месте звуках непобедного марша»[1]. Он начинает читать монолог «Быть или не быть», но хватает его не надолго, поскольку «это не его дело»[2]. Он — пешка в этом мире политических интриг и заговоров[3]. Гертруда (Марина Октябрьевна Игнатова) здесь скорее леди Макбет: именно она из властных побуждений убивает отца Гамлета. Но и ее «наматывает» на жернова этой бездушной политической игры, где Бог давно умер. От просмотра спектакля создается ощущение, что никто здесь и не думает о «стране, откуда ни один не возвращался». Недаром в этой постановке Тень отца Гамлета — всего лишь злой и коварный розыгрыш Гильденстерна (Владимир Колганов) и Розенкранца (Тихон Жизневский), которому только в пьяном бреду можно поверить. О. В. Егошина категорично заявила, что режиссер «поставил спектакль об эпохе, которая Гамлета не заслуживает вовсе. Ни Гамлета-мстителя, ни Гамлета-философа, ни Гамлета-жертву. Эпоха, в которую не приходят Духи отцов и молчат небеса»[4]. Большинство здесь занято только тем, чтобы получить от этой жизни максимум, а там будь, что будет.

Гамлет в исполнении Д. О. Лысенкова
Гамлет в исполнении Д. О. Лысенкова

Специалисты нашли в постановке целый ряд отсылок и перекличек с постановками шекспировской трагедии прошлых лет: Н. П. Акимова (мотив политической борьбы)[5], Э. Някрошюса (мотив вины отцов перед детьми)[6] и др.

А. В. Бартошевич назвал Гамлета в исполнении Д. О. Лысенкова «Гамлетом нашего негамлетовского времени» и «самым безнадежным из всех», которых он когда-либо видел[7]. Действительно, как бы ни критиковали фокинскую версию шекспировского «Гамлета» за все ее постмодернистские и абсурдистские «грехи», сложно отказать ей в актуальности: «спектакль смог много существенного и печального сказать нам о нас самих, о нашем прошлом и, кажется, о том, что нас ждет»[8].

В финале спектакля режиссер предлагает задуматься о том, что будет дальше. И, по всей видимости, самое страшное еще впереди: на смену Гамлету приходит Фортинбрас, лишенный всяческого «гамлетизма» — очевидно, что у него все уже рассчитано, каждая деталь государственной машиной будет смазана, в том числе и кровью неугодных.

Таким образом, В. В. Фокин напомнил, что «Гамлет» вполне способен играть в нашей стране свою историческую роль: «быть зеркалом исторического момента, инструментом самопознания национальной судьбы»[9]. Данная постановка действительно продолжила традиции, которые восходят еще к переделке «Гамлета» А. П. Сумарокова[10].


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Заславский Г. Не проще флейты [Электронный ресурс] // Независимая газета. 22.04.2010. URL: http://www.ng.ru/culture/2010-04-22/8_hamlet.html [архивировано в БД «Русский Шекспир» и WebCite] (дата обращения: 20.10.2013).

[2] Бартошевич А. В. Гамлет нашего времени [интервью] // Бартошевич А. В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2013. С. 362.

[3] См.: Егошина О. Изнанка большой трагедии [Электронный ресурс] // Новые известия. 22.04.2010. URL: http://www.newizv.ru/culture/2010-04-22/125609-iznanka-bolshoj-tragedii.html [архивировано в БД «Русский Шекспир» и WebCite] (дата обращения: 20.10.2013).

[4] Егошина О. Указ. соч.

[5] См.: Там же.

[6] См.: Бартошевич А. В. Гамлеты наших дней // Шекспировские чтения. Науч. совет РАН «История мировой культуры» / гл. ред. А. В. Бартошевич. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. С. 214.

[7] Там же. С. 215.

[8] Там же. С. 214.

[9] Там же. С. 216.

[10] Захаров Н. В. Постановки «Гамлета» на постсоветской сцене в России // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 115.


Лит.: Бартошевич А. В. Гамлеты наших дней // Шекспировские чтения. Науч. совет РАН «История мировой культуры» / гл. ред. А. В. Бартошевич. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. С. 209–216; Герусова Е. Призрак несвободы // Коммерсантъ С.-Петербург. № 69 (4369) от 20.04.2010 г. С. 15. То же. [Электронный ресурс] // Ъ-Санкт-Петербург. 20.04.2010. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1357320 [архивировано в БД «Русский Шекспир» и WebCite] (дата обращения: 20.10.2013); Егошина О. Изнанка большой трагедии [Электронный ресурс] // Новые известия. 22.04.2010. URL: http://www.newizv.ru/culture/2010-04-22/125609-iznanka-bolshoj-tragedii.html [архивировано в БД «Русский Шекспир» и WebCite] (дата обращения: 20.10.2013); Заславский Г. Не проще флейты [Электронный ресурс] // Независимая газета. 22.04.2010. URL: http://www.ng.ru/culture/2010-04-22/8_hamlet.html [архивировано в БД «Русский Шекспир» и WebCite] (дата обращения: 20.10.2013); Циликин Д. Все тонет в фарисействе [Электронный ресурс] // Время новостей. 20.04.2010. URL: http://www.vremya.ru/2010/67/10/252052.html [архивировано в БД «Русский Шекспир» и WebCite] (дата обращения: 20.10.2013); Захаров Н. В. Постановки «Гамлета» на постсоветской сцене в России // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 112–117; Бартошевич А. В. Гамлет нашего времени [интервью] // Бартошевич А. В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2013. С. 359–364.

Б. Н. Гайдин

Фото: Гоголь.ру, Александринский театр


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1).


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. Фокин Валерий Владимирович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4525.html (архивировано в WebCite) [2013].


Назад