RUS
ENG

ПЛАНШОН Роже

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Роже Планшон
Роже Планшон

Роже Планшон [Roger Planchon; 12.09.1931, Сен-Шамон, Рона-Альпы — 12.05.2009, Париж] — французский деятель театра, актер, режиссер, драматург.

Родился в бедной многодетной семье ресторанной прислуги недалеко от Лиона, отец и мать подрабатывали и содержанием в семье детей-сирот. С Лионом связаны его детство, учеба. В 13 лет за помощь партизанам во время Второй мировой войны был награжден Военным крестом. Довольно рано Планшон увлекся театром, читал стихи Ш. Бодлера, А. Рембо, Р. Шара в лионских кафе, где обратил на себя внимание местных интеллектуалов. Глубокое впечатление на Планшона произвели спектакли Ж. Вилара, увиденные им в Авиньоне (на созданном Виларом в 1947 г. Авиньонском театральном фестивале) и Париже. C соучениками лионских курсов С. Гийо по обучению драматическому искусству он поставил арлекинаду Н. Евреинова «Веселая смерть» (1949) и еще ряд спектаклей, среди них «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1950), с этой постановки начинается история блестящих достижений Планшона в театральной режиссуре. В том же году он поставил необычный спектакль «Фауст Гамлет» по материалам пьес современников Шекспира К. Марло и Т. Кида (в дальнейшем не раз ставил Марло: «Эдуард II» в 1954, 1960, 1961 гг.; «Парижская резня» в 1972 г.).

Собранный Планшоном коллектив преобразовался в театр, получивший определенное признание, побеждавший на театральных конкурсах. Это дало толчок к созданию Планшоном в 1952 г. Театра комедии Лиона (с 1957 — Театр де ла Сите в Вийербане, рабочем городе-спутнике Лиона). Планшон использовал основные театральные идеи, реализованные Виларом в Национальном народном театре (Le Théâtre national populaire, TNP), который в 1951 г. преобразовал этот театр, созданный Ф. Жемье в 1920 г., сохранив идею основателя о театре высокой театральной культуре, доступной простому народу. Это было отмечено, и в 1972 г. (вскоре после закрытия TNP и смерти Вилара, который уже несколько лет театром не руководил) французское правительство передало статус TNP вместе с театральной субсидией лионскому театру Планшона. Из драматических театров во Франции такой привилегией пользовался только парижский театр Комеди Франсез. Государственная субсидия позволяла иметь в театре постоянную труппу, быть репертуарным. Вместе с Планшоном новым TNP руководили П. Шеро (известный и как кинорежиссер) и Р. Жильбер.

Сцена из спектакля «Антоний и Клеопатра в постановке Р. Планшона
Сцена из спектакля «Антоний и Клеопатра в постановке Р. Планшона

Роже Планшон новаторски ставил французскую классику. В 1962 г. он поставил «Тартюфа» Мольера и сыграл заглавную роль. В 1967 г. Планшон показал «Тартюфа» на Авиньонском фестивале. В 1973 г. он вернулся к «Тартюфу», поставив его на сценах TNP и парижского театра Порт-Сен-Мартен. Тартюф в его исполнении был гнусным лицемером, лжецом, преступником, это было исполнено по-актерски крупно, без нюансов. Но финал комедии, необычно выстроенный Планшоном-режиссером, оказывался настолько жестоким по отношению к Тартюфу, что персонаж начинал вызывать жалось, сочувствие, а великая комедия обретала черты трагикомедии с мнимо-счастливым финалом. Планшон как актер и режиссер обращался также к комедиям Мольера «Жорж Данден» (1958 и 1987), «Скупой» (1986, 1999 и 2001), трагедиям Корнеля (спектакль по мотивам судьбы трагедии «Сид», 1969), Расина («Береника», 1966; «Гофолия», 1980).

Не меньшее значение имели в его творчестве постановки пьес Шекспира. В Театре комедии Лиона с 1952 г. шли «Двенадцатая ночь» (под названием «Ночь королей») и «Виндзорские проказницы». Решающий успех пришел в 1959 г., когда Планшон показал в парижском театре Амбигю «Генриха IV» (ч. 1–2, перв. пост. 1957) и спектакль о Фальстафе («Фальстаф»). Затем в парижском театре Одеон Планшон поставил «Троила и Крессиду» (1964), а на Авиньонском фестивале показал «Ричарда III» (1966). Интерес привлекли его постановки «Бесплодных усилий любви» и «Перикла» (TNP, 1977). Вершиной в этом ряду интерпретаций Шекспира может считаться постановка в 1978 г. в TNP трагедии «Антоний и Клеопатра», в которой Планшон сыграл роль Антония. Действие трагедии было перенесено в эпоху мировых войн ХХ века (здесь Планшон использовал один из своих основных театральных приемов — «осовременивание» материала пьесы), но чем ближе к финалу, тем меньшее значение играло конкретное историческое время и тем большее значение приобретала вечная любовь.

Планшон поставил многих современных авторов, среди которых и создатель эпического театра Б. Брехт, с которым Планшон познакомился и сблизился в 1954 г. («Добрый человек из Сезуана», 1954, 1958; «Страх и отчаяние в Третьей империи», 1956; «Швейк во второй мировой войне», 1961, 1966), и представители «театра абсурда» Э. Ионеско, А. Адамов, Г. Пинтер. Среди наиболее удачных постановок современных авторов — «Воображаемая жизнь метельщика улиц Огюста Жэ» А. Гатти (1962). Ставил Планшон и русскую классику («Мертвые души» по Н. В. Гоголю, 1960; пьесы А. П. Чехова «Леший», 2005, «Юбилей», 2006).

Агамемнон (Жак Алрич), Менелай (Жиллес Шавассэ) и Аякс (Жорж Стракэ) в постановке Р. Планшона «Троила и Крессида» в Лионе
Агамемнон (Жак Алрич), Менелай (Жиллес Шавассэ) и Аякс (Жорж Стракэ) в постановке Р. Планшона «Троил и Крессида»
в Лионе

Планшон и сам выступал как драматург, ставя собственные пьесы и обычно играя в них центральные роли («Должники», 1962; «Белая лапка» (1964), «Синие, белые, красные» (1966), «Бесчестие», 1969; «Сдаюсь!», 1972; «Жиль де Ре», 1976; «Алиса», 1982; «Старая зима», 1991; «Плот Медузы», 1995; «Черная свинья», 2000; «Эдип 2007 в Колоне», 2007; и др.). Планшон выступил и как кинорежиссер, сняв три фильма: «Данден» (по Мольеру, 1987), по своим сценариям — «Людовик, король-дитя» (1993), «Лотрек» (1998). Снимался он и как актер, в т. ч. сыграв Фукье-Тенвиля в фильме А. Вайды «Дантон» (1983).

Планшон считается одним из видных идеологов демократизации театра («театр для всех») и децентрализации театральной жизни, которая, по его мнению, должна не сосредотачиваться в столицах, а проникать в самые отдаленные провинции.

Планшон использовал опыт режиссуры Е. Вахтангова и В. Мейерхольда в ряде своих постановок (например, в комически-пародийных сценах «Трех мушкетеров» по А. Дюма, 1957), он показывал свои спектакли в Москве, в 1963 г. большой успех выпал на долю его постановки мольеровского «Жоржа Дандена», в 1978 г. москвичей потрясли его «Тартюф» и «Антоний и Клеопатра», тепло был принят «Перикл».


Соч.: Apprentissages: mémoires. P. : Plon, 2004; Théâtre complet. P. : Gallimard, 2010.

Лит.: Якимович Т. К. Драматургия и театр современной Франции. Киев : Изд-во Киевского ун-та, 1968; Смирнова Л. Н., Гальперина Г. А., Дятлева Г. В. Популярная история театра. М. : Мульти Медиа, 2008; Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М. : РАТИ-ГИТИС, 2009; Copfermann E. Théâtres de Roger Planchon. P. : Union générale d'éditions, 1977; Bataillon M. Un défi en province. Planchon: chronique d’une aventure théâtrale : Vol. 1–3. P. : Marval, 2001–2005.

Вл. А. Луков

Изображения: Allocine, Charles Gonzales, Paul Planchon


Статья выполнена в рамках проекта РГНФ «Информационно-исследовательская база данных “Современники Шекспира: электронное научное издание”» (грант № 11-04-12064 в).


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Планшон Роже [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4432.html (архивировано в WebCite) [2013].


Назад