RUS
ENG

ГОТШЕД Иоганн Кристоф

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Иоганн Кристоф Готшед
Иоганн Кристоф Готшед

Готшед Иоганн Кристоф [тж. Готтшед, Готчед] (нем. Johann Christoph Gottsched) [02.02.1700, Юдиттен, Пруссия (ныне Менделеево Октябрьского района Калининграда) — 12.12.1766, Лейпциг, Германия] — немецкий писатель, считается первым немецким просветителем.

Целью своей деятельности он провозгласил создание единой немецкой литературы. Главный труд Готшеда — «Опыт критической поэтики для немцев» (1730), в котором он отстаивает правила классицизма строже и педантичнее, чем Буало в «Поэтическом искусстве». Немецкой барочной традиции Готшед противопоставил требования тщательного отбора материала, простоты композиции, отсутствие противоречий в характере героя, который должен сводиться лишь к одной черте, и т. д. Эти правила он реализовал в классицистической трагедии «Умирающий Катон», впервые в немецкой литературе нарисовав образ тираноборца. В борьбе с тираном Юлием Цезарем республиканец Катон лишается войск, но не идет на сговор ни с понтийским царем Фарнаком, предлагающим военную помощь, ни с Юлием Цезарем, предлагающим Катону вместе править Римом. Проиграв решающую битву, Катон кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Готшед вместе с женой перевели на немецкий язык произведения Корнеля, Расина, Мольера. Первый немецкий просветитель внес несомненный вклад в создание единой немецкой литературы. Но его педантизм в соблюдении классицистических правил стал предметом критики со стороны швейцарцев И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера, противопоставивших рационализму фантазию, эмоциональную выразительность, образность, проявивших чуждый Готшеду интерес к национальному фольклору и искусству Средневековья.

Готшеду был чужд Шекспир, нарушавший все те правила, которые он с немецкой педантичностью вывел. Поэтому эстетика Готшеда и его творчество оказались сильным аргументом противников шекспиризации, начавшей неудержимо развиваться в немецкой литературе после смерти Готшеда, ее главного тормоза.


Лит.: Гербель Н. В. Немецкие поэты в биографиях и образцах. СПб., 1877; История немецкой литературы : В 5 т. М., 1963. Т. 2; Wolf E. Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895–1897; Waniek G. Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit. Leipzig, 1897; Reichel E. Gottsched . Berlin : 2 Bde, 1908–1912; Reichel E. Kleines Gottsched-Wörterbuch. Berlin : Gottsched Verlag, 1902; Reichel E. Gottsched-Wörterbuch. Berlin : I В., 1909; Ball G., Brandes H., Goodman K. R. (Hrsg.) Diskurse der Aufklärung, Luise Adelgunde Victorie und Johann Christoph Gottsched, Reihe Wolfenbütteler Forschungen. Harrassowitz, Wiesbaden, 2006.

Вл. А. Луков

Изображение: Wikipedia


Назад