RUS
ENG

ГОТШЕД Иоганн Кристоф

14 августа 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) проходила IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: (ан)атомизация текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures: AnAtomizing Text and Stage). Ее участниками стали более 200 шекспироведов из большинства стран Европы, а также США, Индии, Китая, Чили, Саудовской Аравии. Конференция включала 3 пленарные лекции ведущих шекспироведов мира, 12 круглых столов (или, как теперь принято их называть, «панелей»), посвященных общей теме, которую по-разному раскрывали несколько дискутирующих участников, 17 семинаров и 5 практикумов (workshops).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Иоганн Кристоф Готшед
Иоганн Кристоф Готшед

Готшед Иоганн Кристоф [тж. Готтшед, Готчед] (нем. Johann Christoph Gottsched) [02.02.1700, Юдиттен, Пруссия (ныне Менделеево Октябрьского района Калининграда) — 12.12.1766, Лейпциг, Германия] — немецкий писатель, считается первым немецким просветителем.

Целью своей деятельности он провозгласил создание единой немецкой литературы. Главный труд Готшеда — «Опыт критической поэтики для немцев» (1730), в котором он отстаивает правила классицизма строже и педантичнее, чем Буало в «Поэтическом искусстве». Немецкой барочной традиции Готшед противопоставил требования тщательного отбора материала, простоты композиции, отсутствие противоречий в характере героя, который должен сводиться лишь к одной черте, и т. д. Эти правила он реализовал в классицистической трагедии «Умирающий Катон», впервые в немецкой литературе нарисовав образ тираноборца. В борьбе с тираном Юлием Цезарем республиканец Катон лишается войск, но не идет на сговор ни с понтийским царем Фарнаком, предлагающим военную помощь, ни с Юлием Цезарем, предлагающим Катону вместе править Римом. Проиграв решающую битву, Катон кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Готшед вместе с женой перевели на немецкий язык произведения Корнеля, Расина, Мольера. Первый немецкий просветитель внес несомненный вклад в создание единой немецкой литературы. Но его педантизм в соблюдении классицистических правил стал предметом критики со стороны швейцарцев И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера, противопоставивших рационализму фантазию, эмоциональную выразительность, образность, проявивших чуждый Готшеду интерес к национальному фольклору и искусству Средневековья.

Готшеду был чужд Шекспир, нарушавший все те правила, которые он с немецкой педантичностью вывел. Поэтому эстетика Готшеда и его творчество оказались сильным аргументом противников шекспиризации, начавшей неудержимо развиваться в немецкой литературе после смерти Готшеда, ее главного тормоза.


Лит.: Гербель Н. В. Немецкие поэты в биографиях и образцах. СПб., 1877; История немецкой литературы : В 5 т. М., 1963. Т. 2; Wolf E. Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895–1897; Waniek G. Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit. Leipzig, 1897; Reichel E. Gottsched . Berlin : 2 Bde, 1908–1912; Reichel E. Kleines Gottsched-Wörterbuch. Berlin : Gottsched Verlag, 1902; Reichel E. Gottsched-Wörterbuch. Berlin : I В., 1909; Ball G., Brandes H., Goodman K. R. (Hrsg.) Diskurse der Aufklärung, Luise Adelgunde Victorie und Johann Christoph Gottsched, Reihe Wolfenbütteler Forschungen. Harrassowitz, Wiesbaden, 2006.

Вл. А. Луков

Изображение: Wikipedia


Назад