RUS
ENG

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ

06 сентября 2019
Кафедры истории зарубежной музыки и истории русской музыки Московской консерватории совместно с Королевским колледжем музыки (Лондон) приглашают исследователей, педагогов, студентов и аспирантов музыкальных и других творческих вузов принять участие в Международной научной конференции «Музыка Британии и России: параллели и перекрёстки», которая будет проходить 9–11 декабря 2019 г. В рамках конференции запланирована секция «Шекспир и музыкальное искусство».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Высокое Возрождение в Англии. Во второй половине XVI в. английская литература вступает в фазу Высокого Возрождения. На это время приходится небывалый расцвет поэзии.

По образцу французских поэтов «Плеяды» несколько английских поэтов создают кружок «Ареопаг». Среди его членов наиболее значительны Филип Сидни (1554–1586) и Эдмунд Спенсер (1552–1599). Трактат Сидни «Защита поэзии» (1582–1583, опубл. 1595) стал подлинным манифестом поэтов-гуманистов, в нем содержится утверждение воспитательной роли поэзии, наполненной «музыкой планет», излагается учение Аристотеля о мимесисе, обнаруживается перекличка с трактатом Дю Белле «Защита и прославление французского языка». Сидни выступил не только как теоретик, но и как выдающийся поэт, создав сонетный цикл «Астрофил и Стелла» (1583, опубл. 1591). В отличие от мастера малых поэтических форм Сидни, другой поэт, Спенсер, прославился не столько как автор изящного цикла сонетов «Аморетти», сколько как создатель масштабных произведений: поэмы из 12 эклог (по числу месяцев года) «Пастушеский календарь» (1579) и ренессансной эпической поэмы «Королева фей» (1590–1596). В «Королеве фей» обнаруживается сочетание античной (Гомер, Вергилий), итальянской (Ариосто, Тассо) и английской (Ленгленд, Мэлори) традиций. Основные образы в поэме — это аллегории. Так, поэтом подчеркнута аллегоричность образов короля Артура (величие), его возлюбленной «королевы фей» Глорианы (слава), 12 рыцарей короля Артура (12 добродетелей, Спенсер успел описать только 6 из них — Благочестие, Умеренность, Целомудрие, Справедливость, Вежество, Дружбу). В поэме исчезает средневековая основа описания мира рыцарей, рыцари у Спенсера выступают как отдельные грани нравственной природы совершенного человека — идеала эпохи Возрождения. В «Королеве фей» использована «спенсерова строфа»: 8 строк — пятистопный ямб, 9-я строка — шестистопный ямб, рифмовка ababbcbcc. Этой строфой, изобретенной Спенсером, в XIX в. будут написаны «Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона, «Восстание Ислама» П. Б. Шелли.


Лит.: История всемирной литературы : В 9 т. М. : Наука, 1985. Т. 3 (есть библ.).

Вл. А. Луков


Назад