RUS
ENG

БЛЕЙК Уильям

19 октября 2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Уильям Блейк
Уильям Блейк

Блейк Уильям (William Blake) [28.11.1757, Лондон — 12.08.1827, Лондон] — английский поэт и художник-график.

Родился в семье лондонского чулочника, в 10 лет был отдан в ученики граверу. Впоследствии учился изобразительному искусству в Королевской академии, но не закончил ее. Первый сб. — «Поэтические наброски» (1783). При жизни Блейк был почти неизвестен. Это во многом определялось необычным подходом Блейка к процессу художественного творчества. Начиная с 1789 г. он не отдавал своих поэтических произведений в печать, а выпускал их собственноручно в виде гравюр, в которых поэтическое искусство объединяется с искусством шрифта и рисунка. Так были выпущены «Песни Невинности» (1789) и контрастирующие с ними «Песни Опыта» (1794). Аналогичным способом был вручную издан грандиозный цикл, который позднейшие исследователи назвали «Пророческими книгами» (1789–1820), в который входят «Книга Тель» (1789), «Бракосочетание Рая и Ада», «Видения дочерей Альбиона», «Америка» (все — 1793), «Первая книга Уризена» (1794), «Книга Ахании» (1795), «Песня Лоса» (1795), «Мильтон» (1808), «Иерусалим» (1804–1820) и др. Эти книги, вышедшие ничтожными тиражами, представляют сейчас величайшую библиографическую редкость (напр., известны только 21 экз. «Песен Невинности», 15 экз. «Книги Тэль», 17 экз. «Видений дочерей Альбиона», 15 экз. «Америки», 4 экз. «Мильтона» и т. д.). Немногочисленные современники, отозвавшиеся о творчестве Блейка, характеризовали его как «жалкого безумца», «несчастного визионера». Романтики не восприняли его новаторства, а большинство из них вообще не знало о его существовании. Подлинное открытие Блейка состоялось лишь через несколько десятилетий после его смерти, когда он был объявлен предтечей прерафаэлитов. Но полное знакомство с творчеством Блейка состоялось лишь в конце XIX в., когда Э. Д. Эллис и У. Йеитс выпустили трехтомное издание его сочинений. Первые концепции творчества Блейка определились под влиянием прерафаэлитов и символистов. «Праотцом современных символистов», «родоначальником английского символизма» называли Блейка в это время и в России (К. Д. Бальмонт, З. А. Венгерова и др.).

Исходной точкой концепции действительности Блейка было обновление мифа о творении мира, воплотившегося в системе символов, которые призваны придать зримую форму неуловимому, алогичному, стихийному. Акт творения — исходная точка диалектически понимаемого развития. Мысль о первоначальном бытии Вселенной находит свою параллель в начальной стадии жизни отдельного человека, которую Блейк обозначает словом «невинность». Дальнейшее развитие мифа о Вселенной и человеке связано с понятием «опыта» — следствия падения, разделения, борьбы добра и зла. Венец мифа — соединение «невинности» и «опыта» и создание свободного общества — «Иерусалима».

Взгляды Блейка во многом определялись традициями еретических народных учений XVIII в. и прежде всего идеями «рентеров» («бешеных»), или «антиномианцев» — одной из наиболее радикальных сект пуритан, которая, в свою очередь, уходит корнями в мощные народные движения Средних веков. Одна из важнейших мыслей «рентеров», усвоенная Блейком, заключалась в том, что Бог представлялся существующим только в своих творениях и что поэтому человек есть бог. Блейк, развивающий эту идею, придает человеческим фигурам титаническую мощь, но противопоставление героя, гения толпе ему чуждо, ибо он видит божественное начало в каждом человеке.

Блейк как художник-график (иллюстрации к собственным произведениям, «Книге Иова», «Божественной комедии» Данте), в отличие от романтиков, предпочитал линию цвету, отрицательно относится к пейзажу и портрету. Во многом эта позиция связана с борьбой против школы Д. Рейнольдса, по своему внутреннему смыслу перекликается с исканиями предромантиков и романтиков. Возрождая средневековые традиции рукописной художественно оформленной книги, Блейк создал свой, неповторимый вариант предромантического «средневекового возрождения», благодаря чему видимое возвращение вспять превращается в новаторство, и у крупнейших мастеров книги рубежа XIX–XX вв. У. Морриса и У. Крэна были все основания считать Блейка провозвестником новой эры в области английской графики.

Творчество Блейка представляет собой яркий образец эволюции от предромантизма к романтическому пониманию новизны и провидческой роли художника — нового вождя человечества, которому открыты неведомые простому человеку истины высших сфер, чем и обусловлено его глубокое воздействие на позднеромантические течения, когда Блейк был открыт для мира и стал восприниматься как один из величайших поэтов и художников Англии.

Связь творчества Блейка с Шекспиром недостаточно изучена. Однако, может быть, важнее типологическое сопоставление Блейка — поэта-философа и философского мировосприятия Шекспира. При всем различии их картин мира, при избытке визионерства и ветхозаветности у Блейка на фоне ренессасно-реалистического восприятия действительности, их объединяет фундаментальное качество — титанизм человека, позволяющего его сопоставлять с Богом, как и Бога с человеком-титаном.


Соч.: The Works of William Blake, Poetic, Symbolic and Critical : Vol. 1–3 / Ed. by E. J. Ellis, W. Yeats. L., 1893; The Complete Writing / Ed. by G. Keynes. Oxford, 1966; The Letters. Hart-Davis, 1968; в рус. пер. — Избранное. М., 1965; Стихи. М., 1978; Стихи. М., 1982.

Лит.: Елистратова А. А. Уильям Блейк. М., 1957; Некрасова Е. А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962; Соловьева Н. А. Блейк // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Вершинин И. В., Луков Вл. А. Предромантизм в Англии. Самара, 2004; Bronowski J. William Blake: A Man without a Mask. L. ; N. Y., 1943; Frye N. Fearful Symmetry: A Study of William Blake. L., 1947; Morton A. L. The Everlasting Gospel: A Study in the Sources of William Blake. L., 1958; Nurmi M. K. William Blake. L., 1975; Raine K. William Blake. L., 1977.

Вл. А. Луков

Изображение: GradeSaver


Назад