14 октября 2024
1 октября 2024 года музыкальный проект OPUS UNIVERSUM открыл свой восьмой концертный сезон, первой программой которого стал сольный фортепианный вечер с посвящением «бесконечному пути к вершинам исполнительского мастерства».
Система исправления ошибок
|
Блейк Уильям (William Blake) [28.11.1757, Лондон — 12.08.1827, Лондон] — английский поэт и художник-график. Родился в семье лондонского чулочника, в 10 лет был отдан в ученики граверу. Впоследствии учился изобразительному искусству в Королевской академии, но не закончил ее. Первый сб. — «Поэтические наброски» (1783). При жизни Блейк был почти неизвестен. Это во многом определялось необычным подходом Блейка к процессу художественного творчества. Начиная с 1789 г. он не отдавал своих поэтических произведений в печать, а выпускал их собственноручно в виде гравюр, в которых поэтическое искусство объединяется с искусством шрифта и рисунка. Так были выпущены «Песни Невинности» (1789) и контрастирующие с ними «Песни Опыта» (1794). Аналогичным способом был вручную издан грандиозный цикл, который позднейшие исследователи назвали «Пророческими книгами» (1789–1820), в который входят «Книга Тель» (1789), «Бракосочетание Рая и Ада», «Видения дочерей Альбиона», «Америка» (все — 1793), «Первая книга Уризена» (1794), «Книга Ахании» (1795), «Песня Лоса» (1795), «Мильтон» (1808), «Иерусалим» (1804–1820) и др. Эти книги, вышедшие ничтожными тиражами, представляют сейчас величайшую библиографическую редкость (напр., известны только 21 экз. «Песен Невинности», 15 экз. «Книги Тэль», 17 экз. «Видений дочерей Альбиона», 15 экз. «Америки», 4 экз. «Мильтона» и т. д.). Немногочисленные современники, отозвавшиеся о творчестве Блейка, характеризовали его как «жалкого безумца», «несчастного визионера». Романтики не восприняли его новаторства, а большинство из них вообще не знало о его существовании. Подлинное открытие Блейка состоялось лишь через несколько десятилетий после его смерти, когда он был объявлен предтечей прерафаэлитов. Но полное знакомство с творчеством Блейка состоялось лишь в конце XIX в., когда Э. Д. Эллис и У. Йеитс выпустили трехтомное издание его сочинений. Первые концепции творчества Блейка определились под влиянием прерафаэлитов и символистов. «Праотцом современных символистов», «родоначальником английского символизма» называли Блейка в это время и в России (К. Д. Бальмонт, З. А. Венгерова и др.). Исходной точкой концепции действительности Блейка было обновление мифа о творении мира, воплотившегося в системе символов, которые призваны придать зримую форму неуловимому, алогичному, стихийному. Акт творения — исходная точка диалектически понимаемого развития. Мысль о первоначальном бытии Вселенной находит свою параллель в начальной стадии жизни отдельного человека, которую Блейк обозначает словом «невинность». Дальнейшее развитие мифа о Вселенной и человеке связано с понятием «опыта» — следствия падения, разделения, борьбы добра и зла. Венец мифа — соединение «невинности» и «опыта» и создание свободного общества — «Иерусалима». Взгляды Блейка во многом определялись традициями еретических народных учений XVIII в. и прежде всего идеями «рентеров» («бешеных»), или «антиномианцев» — одной из наиболее радикальных сект пуритан, которая, в свою очередь, уходит корнями в мощные народные движения Средних веков. Одна из важнейших мыслей «рентеров», усвоенная Блейком, заключалась в том, что Бог представлялся существующим только в своих творениях и что поэтому человек есть бог. Блейк, развивающий эту идею, придает человеческим фигурам титаническую мощь, но противопоставление героя, гения толпе ему чуждо, ибо он видит божественное начало в каждом человеке. Блейк как художник-график (иллюстрации к собственным произведениям, «Книге Иова», «Божественной комедии» Данте), в отличие от романтиков, предпочитал линию цвету, отрицательно относится к пейзажу и портрету. Во многом эта позиция связана с борьбой против школы Д. Рейнольдса, по своему внутреннему смыслу перекликается с исканиями предромантиков и романтиков. Возрождая средневековые традиции рукописной художественно оформленной книги, Блейк создал свой, неповторимый вариант предромантического «средневекового возрождения», благодаря чему видимое возвращение вспять превращается в новаторство, и у крупнейших мастеров книги рубежа XIX–XX вв. У. Морриса и У. Крэна были все основания считать Блейка провозвестником новой эры в области английской графики. Творчество Блейка представляет собой яркий образец эволюции от предромантизма к романтическому пониманию новизны и провидческой роли художника — нового вождя человечества, которому открыты неведомые простому человеку истины высших сфер, чем и обусловлено его глубокое воздействие на позднеромантические течения, когда Блейк был открыт для мира и стал восприниматься как один из величайших поэтов и художников Англии. Связь творчества Блейка с Шекспиром недостаточно изучена. Однако, может быть, важнее типологическое сопоставление Блейка — поэта-философа и философского мировосприятия Шекспира. При всем различии их картин мира, при избытке визионерства и ветхозаветности у Блейка на фоне ренессасно-реалистического восприятия действительности, их объединяет фундаментальное качество — титанизм человека, позволяющего его сопоставлять с Богом, как и Бога с человеком-титаном. Соч.: The Works of William Blake, Poetic, Symbolic and Critical : Vol. 1–3 / Ed. by E. J. Ellis, W. Yeats. L., 1893; The Complete Writing / Ed. by G. Keynes. Oxford, 1966; The Letters. Hart-Davis, 1968; в рус. пер. — Избранное. М., 1965; Стихи. М., 1978; Стихи. М., 1982. Лит.: Елистратова А. А. Уильям Блейк. М., 1957; Некрасова Е. А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962; Соловьева Н. А. Блейк // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Вершинин И. В., Луков Вл. А. Предромантизм в Англии. Самара, 2004; Bronowski J. William Blake: A Man without a Mask. L. ; N. Y., 1943; Frye N. Fearful Symmetry: A Study of William Blake. L., 1947; Morton A. L. The Everlasting Gospel: A Study in the Sources of William Blake. L., 1958; Nurmi M. K. William Blake. L., 1975; Raine K. William Blake. L., 1977. Изображение: GradeSaver |