RUS
ENG

ГРЕЙВЗ (ГРЕЙВС) Роберт фон Ранке

23 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Роберт фон Ранке Грейвз
Роберт фон Ранке Грейвз

Грейвз (Грейвc) Роберт фон Ранке  (Robert von Ranke Graves) [24.07.1895, Уимблдон, Южный Лондон — 7.12.1985, Дейя, Мальорка] — английский писатель и литературный критик. Родился в семье ирландского поэта и фольклориста А. П. Грейвза. Окончил Оксфордский университет. Участник Первой мировой войны. В 1926–1929 гг. был профессором английского языка и литературы в Каирском университете. В 1929–1954 гг. Грейвз жил на о. Мальорка, во Франции, Англии, снова на Мальорке, в 1954–1955 гг. он работал профессором Кембриджского университета, в 1961–1966 гг. был профессором Оксфордского университета.

С 1916 г. Грейвз публиковал стихи, прозу, литературно-критические статьи. Известность Грейвза связана с поэтическим творчеством («Избранные стихи», 1938; «Стихи. 1938–1945», 1946; и др.), романами из истории Древнего Рима («Я, Клавдий», 1934; «Божественный Клавдий», 1934), переводами Гомера, Теренция, Апулея, Омара Хайяма. Кумиром феминизма писателя сделали его книги «Белая богиня» (1948) и «Маммона и Черная богиня» (1965), в которых излагается психотерапевтическая теория поэзии, подлинный язык поэзии возводится к матриархату эпохи палеолита и связывается с мифом о богине-Луне или Музе (Белой богине, к которой Грейвз позже добавил ее «таинственную сестру» — Черную богиню, очевидно, под влиянием увлечения суфизмом). Этой подлинной поэзии («поэзии Музы», основанной на вдохновении) Грейвз противопоставил линию Аполлона («интеллектуальную поэзию», рожденную патриархатом и представленную Вергилием, Д. Милтоном, А. Поупом и др.). Подлинные поэты, утверждал Грейвз, продолжают тайно служить Музе, женскому началу. Гениальные поэты, по Грейвзу, отличаются способностью ставить «диагнозы ситуации» и видеть способы исцеления, в чем сохраняется психотерапевтическая функция поэзии.

Могила Роберта Грейвса в Дейе
Могила Роберта Грейвза в Дейе.

В книге о Белой богине нашлось место и для характеристики творчества У. Шекспира. Грейвз писал: «…о поэтах можно судить по тому, насколько точно они изображают Белую Богиню. Шекспир знал о Ней и побаивался Ее… Намного достовернее Белая Богиня изображена в “Макбете”, где Она — Тройственная Геката, верховодящая у котла Ведьм, ибо именно дух Гекаты вселился в Леди Макбет и подвиг Ее на убийство короля Дункана; или в образе величественной и распутной Клеопатры, от любви которой погибает Антоний. Последний раз Белая Богиня появляется у Шекспира как “проклятая Колдунья Сикоракса” в “Буре”».

Грейвзу принадлежит высказывание о Шекспире, перепечатывающееся во многих собраниях афоризмов: «Удивительно то, что Шекспир действительно очень хорош, несмотря на всех тех людей, которые говорят, что он очень хорош».


Соч.: Collected poems. L., 1938; I, Claudius. L., 1934; The White Goddess: A Historical Grammar of Poetic Myth. L., 1948; Man Does, Woman Is. L., 1964; Mammon and the Black Goddess. L., 1965; Collected Poems 1975. L., 1975; в рус. пер. — Скрипка за пенни: Стихи. М., 1965; Белая богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. СПб. ; М., 1999.

Лит.: Борхес Х. Л. Предисловие // Белая богиня: Избр. главы. СПб., 2000; Красавченко Т. Н. Грейвз // Западное литературоведение ХХ века. М., 2004; Seymour-Smith M. R. Graves: His life and work. L., 1983.

Вл. А. Луков

Фото: Wikipedia,
javierlasheras.wordpress.com


Назад