RUS
ENG

ХЬЮЗ Ленгстон

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Ленгстон Хьюз
Ленгстон Хьюз

Хьюз Джеймс Мёрсер Ленгстон (James Mercer Langston Hughes) [1.02.1902, Джоплин, Миссури, США — 22.05.1967, Нью-Йорк] — выдающийся афроамериканский поэт, романист, публицист и общественный деятель. Он был одним из новаторов, использовавших джазовую форму в большой поэзии, стал одним из вдохновителей уникального для американской культуры движения, известного как «Гарлемский Ренессанс», создал моду на стиль би-боп.

Свои первые стихи Хьюз написал еще будучи школьником, но настоящий литературный дебют состоялся в 1921 г., когда журнал «Кризис» (“The Crisis”) опубликовал его поэму. Получил прекрасное образование: сначала учился в Колумбийском университете (который покинул после года обучения в 1922 г. из-за расовой неприязни к себе), затем в университете им. А. Линкольна в Филадельфии (1929). Несмотря на то, что Хьюз родился во влиятельной негритянской семье, а его двоюродный дед был известным политическим деятелем, первым чернокожим, который был избран в конгресс США от Виргинии, он достаточно долгое время перебивался случайными заработками, матросом побывал в Европе, Африке и только потом стал профессиональным литератором. В 1932–33 гг. он посетил СССР. Итогом поездки стала публикация в 1934 г. книги «Негр смотрит на советскую Среднюю Азию».

В ранних стихах Хьюз воспевал духовные и моральные ценности простых американцев, широко использовал фольклор, в частности, традиции негритянской песни, духовной и джазовой музыки. Для поздней лирики Хьюза характерен синтез разнообразных жанровых традиций, ориентация на социальные аспекты межрассовых взаимоотношений. Всего Хьюз издал шестнадцать поэтических книг: «Грустные блюзы» (“The Weary Blues”, 1926), «Лучшие вещи в закладе» (“Fine Clothes to the Jew”, 1927), «Скоттсборо лимитед» (“Scottsboro Limited”, 1932), «Билет в один конец» (“One Way Ticket”, 1949), «Монтаж несбывшейся мечты» (“Montage of a Dream Deferred”, 1951) и др. Последний сборник «Пантера и хлыст» (“The Panther and the Lash”, 1967) включает стихи, посвященные злободневным политическим событиям, в частности, борьбе негров за гражданские права. Особым лиризмом и богатством поэтических форм отличается сборник «Шекспир в Гарлеме» (“Shakespeare in Harlem”, 1942).

Обложка сборника «Шекспир в Гарлеме» (“Shakespeare in Harlem”, 1942).
Обложка сборника «Шекспир в Гарлеме» (“Shakespeare in Harlem”, 1942).

Не меньшую популярность получили его многочисленные рассказы [см. сборник «Смеяться, чтобы не плакать» (“Laughing to Keep From Crying”, 1952)], пьесы «Мулат» (“Mulatto”, 1935) и «Черное Рождество» (“Black Nativity”, 1961), автобиографическая проза «Большое море» (“The Big Sea”, 1940), «Брожу по свету и удивляюсь» (“I Wonder as I Wander”, 1956). На этом фоне особенно выделяется его автобиографический роман, повествующий о жизненных испытаниях американских негров, — «Смех сквозь слёзы» (“Not Without Laughter”, 1930, рус. пер. 1932). Творческой находкой Хьюза стало создание им образа «простака» Симпла — чернокожего горожанина, в котором воплотились здравый смысл и народная мудрость, остроумие и критический взгляд на разнообразные проявления американской жизни. Истории о Симпле публиковались в газете как серия сатирических очерков и только потом составили книгу «Лучшее о Симпле» (“The Best of Simple”, 1961).


Соч.: Shakespeare in Harlem. Knopf, 1942; The Langston Hughes Reader. N. Y. : Braziller, 1958; Selected poems. N. Y., 1959; Good Morning Revolution : Uncollected Social Protest Writings by Langston Hughes. Lawrence Hill, 1973; The Collected Works of Langston Hughes. Missouri : University of Missouri Press, 2001; в рус. пер.: Избр. стихи. М., 1964;Стихи. М., 1977.

Лит.: Ленгстон Хьюз. Библиографический указатель. М., 1964; Emanuel J. Langston Hughes. N. Y., 1967; Dickinson D. C. A Biobibliography of Langston Hughes. With a preface by A. Bontemps. Hamden (Conn.), 1967; L. Hughes : Black genius. N. Y., 1971; Гиленсон Б. «Я тоже — Америка». К 75-летию со дня рождения Л. Хьюза // Иностранная литература. 1977. № 3; Nichols C. H. Arna Bontempts-Langston Hughes Letters, 1925–1967. N. Y. : Dodd, Mead & Company, 1980; Berry F. Langston Hughes : Before and Beyond Harlem. Westport (Conn.) : L. Hill, 1983; Rampersad A. The Life of Langston Hughes. Vol. 1–2. N.ТюНюЖ Oxford University Press, 1986-88; Aldrich R. Who's Who in Gay & Lesbian History. L. ; N. Y. : Routledge, 2001; Bernard E. Remember Me to Harlem: The Letters of Langston Hughes and Carl Van Vechten, 1925-1964. N. Y. : A. A. Knopf, 2001; Aberjhani & West S. L. (ed.). Encyclopedia of the Harlem Renaissance. N. Y. : Checkmark Press, 2003. P. 162.

Н. В. Захаров

Фото: Wikipedia,
Coverbrowser


Назад