RUS
ENG

КЕССЕЛЬШТАДТСКАЯ ПОСМЕРТНАЯ МАСКА ШЕКСПИРА

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Кессельштадтская посмертная маска Шекспира
Кессельштадтская посмертная маска Шекспира

Кессельштадтская посмертная маска Шекспира (Kesselstadt Death Mask) — посмертная маска Шекспира, которая была обнаружена в 1849 г. в лавке старьевщика в Майнце (сейчас находится в Дармштадте). При этом атрибуция маски британскому Барду была выполнена на основании сходства с картиной 1637 г., которая принималась за изображение Шекспира в гробу.

В свое время, также как и вышеназванная картина, маска принадлежала семейству Кессельштадт, жившему в предвестии Кельна. Исследователь Ричард Оуэн (Richard Owen) утверждал, что стратфордский мемориальный бюст воспроизводил характерные черты кессельштадтской посмертной маски (Lee, 2008: 229). В свою очередь художник прерафаэлит Генри Уоллис (Henry Wallis) в 1857 г. нарисовал картину, изображающую голландского скульптора Герарта Янссена (Gheerart Janssen) в работе над шекспировским бюстом и смотрящего на маску, которая находится в руках поэта Бена Джонсона. Скульптор лорд Рональд Гауэр (Lord Ronald Gower) также верил в подлинность маски, когда он принялся за работу над большой скульптурой Шекспира в Стратфорде в 1888 г. Он также позаимствовал основные черты лица маски и пытался прибрести ее для страны. Правда, как считает С. Уэллс, «кроме этого обстоятельства и того, что маска датирована 1616 г., ничто не связывает ее с Шекспиром. Вероятно, и дата ошибочна: по существующим данным, в ту пору маски изготавливались только для особ королевской крови» (Уэллс, 2002: 85–86; Wells, 1978: 91).

Похоже, что эта маска не является аутентичным изображением Шекспира, а есть одно из многочисленных проявлений культа Шекспира, который к середине XIX в. достиг в европейской цивилизации своего апогея. Вопрос о подлинности кессельштадтской посмертной маски Шекспира был снова поднят в 1998 г., но на него, как и на многие другие сложные шекспировские вопросы, не был дан четкий ответ (Buncombe, 1998).


Лит.: Уэллс, С. (2002) Шекспировская энциклопедия. Пер. с англ. А. Шульгат. М. : Радуга; A Shakespeare Encyclopaedia (1966) / O. J. Campbell. L.; Davidhazi, P. (1998) The Romantic Cult of Shakespeare : Literary Reception in Anthropological Perspective. N. Y. : St. Martin's Press; Lee, S. (2008) A Life of William Shakespeare: With Portraits and Facsimiles. LLC, reprint; Piper, D. (1964) О Sweet Mr. Shakespeare: I'll Have His Picture. L. : National Portrait Gallery; Wells, S. (1978) Shakespeare. An Illustrated dictionary. Oxford : Oxford University Press; Buncombe, A. (1998) Is this Mask the Real Face of Shakespeare? // The Independent. Monday, 16 March.

Н. В. Захаров


Деталь картины Генри Уоллиса (Henry Wallis) 1857 г.
Деталь картины Генри Уоллиса
(Henry Wallis) 1857 г.

Источник: Wikipedia

Назад