RUS
ENG

КЕССЕЛЬШТАДТСКАЯ ПОСМЕРТНАЯ МАСКА ШЕКСПИРА

30 марта 2017
Попечительский совет Бунинской премии объявляет конкурс на соискание Бунинской премии 2017 года за лучшие произведения в области поэзии. Бунинская премия учреждена в 2004 году для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе. Ее освящает имя Ивана Алексеевича Бунина — великого русского писателя и поэта, академика, лауреата Нобелевской премии.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Кессельштадтская посмертная маска Шекспира
Кессельштадтская посмертная маска Шекспира

Кессельштадтская посмертная маска Шекспира (Kesselstadt Death Mask) — посмертная маска Шекспира, которая была обнаружена в 1849 г. в лавке старьевщика в Майнце (сейчас находится в Дармштадте). При этом атрибуция маски британскому Барду была выполнена на основании сходства с картиной 1637 г., которая принималась за изображение Шекспира в гробу.

В свое время, также как и вышеназванная картина, маска принадлежала семейству Кессельштадт, жившему в предвестии Кельна. Исследователь Ричард Оуэн (Richard Owen) утверждал, что стратфордский мемориальный бюст воспроизводил характерные черты кессельштадтской посмертной маски (Lee, 2008: 229). В свою очередь художник прерафаэлит Генри Уоллис (Henry Wallis) в 1857 г. нарисовал картину, изображающую голландского скульптора Герарта Янссена (Gheerart Janssen) в работе над шекспировским бюстом и смотрящего на маску, которая находится в руках поэта Бена Джонсона. Скульптор лорд Рональд Гауэр (Lord Ronald Gower) также верил в подлинность маски, когда он принялся за работу над большой скульптурой Шекспира в Стратфорде в 1888 г. Он также позаимствовал основные черты лица маски и пытался прибрести ее для страны. Правда, как считает С. Уэллс, «кроме этого обстоятельства и того, что маска датирована 1616 г., ничто не связывает ее с Шекспиром. Вероятно, и дата ошибочна: по существующим данным, в ту пору маски изготавливались только для особ королевской крови» (Уэллс, 2002: 85–86; Wells, 1978: 91).

Похоже, что эта маска не является аутентичным изображением Шекспира, а есть одно из многочисленных проявлений культа Шекспира, который к середине XIX в. достиг в европейской цивилизации своего апогея. Вопрос о подлинности кессельштадтской посмертной маски Шекспира был снова поднят в 1998 г., но на него, как и на многие другие сложные шекспировские вопросы, не был дан четкий ответ (Buncombe, 1998).


Лит.: Уэллс, С. (2002) Шекспировская энциклопедия. Пер. с англ. А. Шульгат. М. : Радуга; A Shakespeare Encyclopaedia (1966) / O. J. Campbell. L.; Davidhazi, P. (1998) The Romantic Cult of Shakespeare : Literary Reception in Anthropological Perspective. N. Y. : St. Martin's Press; Lee, S. (2008) A Life of William Shakespeare: With Portraits and Facsimiles. LLC, reprint; Piper, D. (1964) О Sweet Mr. Shakespeare: I'll Have His Picture. L. : National Portrait Gallery; Wells, S. (1978) Shakespeare. An Illustrated dictionary. Oxford : Oxford University Press; Buncombe, A. (1998) Is this Mask the Real Face of Shakespeare? // The Independent. Monday, 16 March.

Н. В. Захаров


Деталь картины Генри Уоллиса (Henry Wallis) 1857 г.
Деталь картины Генри Уоллиса
(Henry Wallis) 1857 г.

Источник: Wikipedia

Назад