RUS
ENG

ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович

08 марта 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) будет проходить IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: анализ/“раздробление” текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures : AnAtomizing Text and Stage). Наши друзья Мишель Ассай (Michelle Assay), Дэвид Фаннинг (David Fanning) и Кристофер Уилсон (Christopher Wilson) организуют семинар «Шекспир и музыка» (Shakespeare and Music).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Олег Иванович Янковский
Олег Иванович Янковский в роли Гамлета

Янковский Олег Иванович [23.03.1944, Джезказган — 20.05.2009, Москва] — советский, российский артист театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1991), лауреат Премии Ленинского комсомола (1977), Государственной премии СССР (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996, 2002).

В 1967–73 гг. работал в Саратовском драматическом театре, с 1973 г. в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 г. — Московский театр «Ленком»). На театральной сцене прославился участием в спектаклях «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.

Янковский снимался в фильмах А. А. Тарковского («Зеркало», «Ностальгия»), Р. Г. Балаяна («Полеты во сне и наяву»), М. А. Захарова («Убить дракона», телевизионных фильмах «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен») и мн. др.

Одной из важных театральных работ Янковского стало исполнение роли Гамлета. Когда в 1970-е гг. А. А. Тарковский планировал экранизировать «Гамлета» Шекспира, он намеревался пригласить Олега Янковского на роль принца Датского. Фильм так и остался нереализованным проектом, но вопреки обстоятельствам Тарковский принимает решение ставить пьесу на театральной сцене. Янковский уговорил Марка Захарова поставить эту пьесу в Ленкоме, два года ждал начала репетиций, но перед самым началом работы над спектаклем Тарковский изменил свое решение, объяснив его так: «Ты, Олег, герой романтический, твоя роль — Лаэрт, а Толя Солоницын сыграет Гамлета» (Калинина-Артемова А. Олежка для нас — самый маленький и самый любимый // Комсомольская правда. 1999. 23 февраля). Премьера состоялась в 1977 г., в постановке также участвовали Инна Чурикова и Маргарита Терехова, но уже без Янковского, отказавшегося от роли в спектакле (Корнеева И. Тот самый Янковский // Российская газета. 2004. 20 февраля). Сотрудничество режиссёра и актёра возобновились только после смерти Солоницына (см.: Андрей Тарковский. Ностальгия. — М. : АСТ ; Хранитель ; Зебра Е, 2008).

Мало кто знает, что Тарковский собирался снять Янковского в роли Гамлета незадолго до собственной смерти: «В конце съемок “Ностальгии” он, помню, прибежал на озвучение и сказал мне: “Олег, учи “быть или не быть”, будем “Гамлета” снимать!”. И это после того, как мы с ним разошлись… Тарковский мне сначала Гамлета предложил в своей театральной постановке сыграть, а потом передумал и дал Лаэрта. Я говорю: “Нет, не буду Лаэртом!” Он обиделся, и мы с ним разошлись по-человечески. А дальше была “Ностальгия”, потом Тарковский снял “Жертвоприношение”. Следующим должен был быть “Гамлет”. Но не случилось…» (см. интервью: Олег Янковский «Гамлет для меня тяжеловат оказался» // Белорусская деловая газета. 2006. № 1593 от 28 февраля).

Новый шанс сыграть роль Гамлета выпал Янковскому только в 1986 году (Ленком, театральная постановка кинорежиссёра Глеба Панфилова). Спектакль не получил поддержки театральных критиков. Они отрицательно оценили театральный дебют кинорежиссёра (см.: Крымова Н. Вопросы, вызванные «Гамлетом» // Советская культура. 1987. 20 января; Бартошевич А. В. «Что ему Гекуба?» // Театр. 1987. № 7; Митницкий Э. «О грешном Панфилове, о заблудшей Гертруде…» // Театр. 1988. № 7). Особенно резко критики отзывались об исполнении роли Гамлета: «Гамлет Олега Янковского оказался, вопреки всем нашим ожиданиям, одним из самых неприятных — бесчеловечных — персонажей спектакля. Перед нами — не искатель правды, не духовная личность, которая мучается оттого, что думает, чувствует, переживает иначе, чем другие. <…> Он изжил в себе Гамлета, показал, что его Гамлет — не «другой», а такой же как все» (Абдуллаева З. Олег Янковский. Вне игры. — М. : Эксмо, 2009).

Созданный актёром образ был лишен внутренних духовных исканий, герой холодно и расчетливо устремлен к действию. Очень скоро спектакль был снят с репертуара, а сам актёр считал свою игру в этой роли неудачной.


Лит.: Энциклопедический словарь кино / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редколлегия: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.; Сулькин О. М. Олег Янковский. — М. : Союз кинематографистов СССР, 1987. — 80 с.; Хохрякова С. Олег Янковский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000; Абдуллаева З. Олег Янковский: Вне игры. Изд. 3-е, доп. — М. : Эксмо, 2009. — 352 с.

Н. В. Захаров

Фото: РИА Новости



Назад