RUS
ENG

ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович

25 октября 2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялось торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Олег Иванович Янковский
Олег Иванович Янковский в роли Гамлета

Янковский Олег Иванович [23.03.1944, Джезказган — 20.05.2009, Москва] — советский, российский артист театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1991), лауреат Премии Ленинского комсомола (1977), Государственной премии СССР (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996, 2002).

В 1967–73 гг. работал в Саратовском драматическом театре, с 1973 г. в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 г. — Московский театр «Ленком»). На театральной сцене прославился участием в спектаклях «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.

Янковский снимался в фильмах А. А. Тарковского («Зеркало», «Ностальгия»), Р. Г. Балаяна («Полеты во сне и наяву»), М. А. Захарова («Убить дракона», телевизионных фильмах «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен») и мн. др.

Одной из важных театральных работ Янковского стало исполнение роли Гамлета. Когда в 1970-е гг. А. А. Тарковский планировал экранизировать «Гамлета» Шекспира, он намеревался пригласить Олега Янковского на роль принца Датского. Фильм так и остался нереализованным проектом, но вопреки обстоятельствам Тарковский принимает решение ставить пьесу на театральной сцене. Янковский уговорил Марка Захарова поставить эту пьесу в Ленкоме, два года ждал начала репетиций, но перед самым началом работы над спектаклем Тарковский изменил свое решение, объяснив его так: «Ты, Олег, герой романтический, твоя роль — Лаэрт, а Толя Солоницын сыграет Гамлета» (Калинина-Артемова А. Олежка для нас — самый маленький и самый любимый // Комсомольская правда. 1999. 23 февраля). Премьера состоялась в 1977 г., в постановке также участвовали Инна Чурикова и Маргарита Терехова, но уже без Янковского, отказавшегося от роли в спектакле (Корнеева И. Тот самый Янковский // Российская газета. 2004. 20 февраля). Сотрудничество режиссёра и актёра возобновились только после смерти Солоницына (см.: Андрей Тарковский. Ностальгия. — М. : АСТ ; Хранитель ; Зебра Е, 2008).

Мало кто знает, что Тарковский собирался снять Янковского в роли Гамлета незадолго до собственной смерти: «В конце съемок “Ностальгии” он, помню, прибежал на озвучение и сказал мне: “Олег, учи “быть или не быть”, будем “Гамлета” снимать!”. И это после того, как мы с ним разошлись… Тарковский мне сначала Гамлета предложил в своей театральной постановке сыграть, а потом передумал и дал Лаэрта. Я говорю: “Нет, не буду Лаэртом!” Он обиделся, и мы с ним разошлись по-человечески. А дальше была “Ностальгия”, потом Тарковский снял “Жертвоприношение”. Следующим должен был быть “Гамлет”. Но не случилось…» (см. интервью: Олег Янковский «Гамлет для меня тяжеловат оказался» // Белорусская деловая газета. 2006. № 1593 от 28 февраля).

Новый шанс сыграть роль Гамлета выпал Янковскому только в 1986 году (Ленком, театральная постановка кинорежиссёра Глеба Панфилова). Спектакль не получил поддержки театральных критиков. Они отрицательно оценили театральный дебют кинорежиссёра (см.: Крымова Н. Вопросы, вызванные «Гамлетом» // Советская культура. 1987. 20 января; Бартошевич А. В. «Что ему Гекуба?» // Театр. 1987. № 7; Митницкий Э. «О грешном Панфилове, о заблудшей Гертруде…» // Театр. 1988. № 7). Особенно резко критики отзывались об исполнении роли Гамлета: «Гамлет Олега Янковского оказался, вопреки всем нашим ожиданиям, одним из самых неприятных — бесчеловечных — персонажей спектакля. Перед нами — не искатель правды, не духовная личность, которая мучается оттого, что думает, чувствует, переживает иначе, чем другие. <…> Он изжил в себе Гамлета, показал, что его Гамлет — не «другой», а такой же как все» (Абдуллаева З. Олег Янковский. Вне игры. — М. : Эксмо, 2009).

Созданный актёром образ был лишен внутренних духовных исканий, герой холодно и расчетливо устремлен к действию. Очень скоро спектакль был снят с репертуара, а сам актёр считал свою игру в этой роли неудачной.


Лит.: Энциклопедический словарь кино / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редколлегия: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с.; Сулькин О. М. Олег Янковский. — М. : Союз кинематографистов СССР, 1987. — 80 с.; Хохрякова С. Олег Янковский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2000; Абдуллаева З. Олег Янковский: Вне игры. Изд. 3-е, доп. — М. : Эксмо, 2009. — 352 с.

Н. В. Захаров

Фото: РИА Новости



Назад