RUS
ENG

БРИТТЕН Эдвард Бенджамин

30 сентября 2017
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, ректором Московского гуманитарного университета, профессором, членом Союза писателей России, членом бюро Академии российской словесности Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2017 года. На основе экспертных заключений, выполненных видными специалистами в области литературоведения из ведущих академических институтов и вузов страны (Литературный институт им. А. М. Горького, Институт мировой литературы им. А. М. Горького, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Государственный социально-гуманитарный университет и др.), определен «короткий список».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Эдвард Бенджамин Бриттен
Эдвард Бенджамин Бриттен

Бриттен Эдвард Бенджамин, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten, Baron Britten) [22.11.1913, Лоустофт, графство Саффолк — 4.12.1976, Олдборо] — великий английский композитор, высшее достижение в английской музыке, пианист, дирижер.

Музыкальная одаренность проявилась рано, сочинять музыку начал с 8 лет, композицией занимался с Ф. Бриджем. Окончил Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Творчество Бриттена — 48 лет непосильного труда композитора. Музыке Бриттена присуща напряженная экспрессивность. Его стиль близок национальной английской традиции. В 1935 г. композитор сочинил музыку к спектаклю «Тимон Афинский» Шекспира, по мотивам одноименной поэмы великого драматурга Бриттен создает оперу в 2-х действиях «Поругание Лукреции», либретто Р. Данкана, где используются также материалы одноименной драмы А. Обе и «История Рима от основания города» Тита Ливия. Премьера оперы состоялась в Глайндборо, 12 июля 1946 г. в театре «Инглиш опера груп», дирижер Э. Ансерме. Музыка этой камерной оперы была стилизована под старинную музыку Генделя и Перселла, развивают действие в ней мужской и женский голоса, как в античном хоре, особо выделяется эмоционально наполненное финальное ламенто Лукреции.

В 1958 г. композитор использует 43 сонет Шекспира в последнем эпизоде вокального цикла «Ноктюрн». На кульминации оперного творчества Бриттен создал по Шекспиру великолепную оперу «Сон в летнюю ночь» (1960), которая явилась итоговым произведением в 20–летнем оперном творчестве композитора. Либретто певца П. Пирса, который вместе с Бриттеном сократил 5-актную комедию Шекспира, сделав из нее 3-актную. Премьера состоялась на Олдбороском фестивале в исполнении труппы «Инглиш опера груп» 11 июня 1960 года. В опере Бриттен воспроизвел стиль камерного музицирования Елизаветинской эпохи, инструментального и мадригального.

Композитор тонко передал дух Шекспира в создании музыкальных образов. В этой волшебной феерии Бриттен смело сочетает реальность с фантастикой, бытовое и романтическое, лирику и фарс, театр и балаган, высокую поэзию и низменную прозу. Опера переросла рамки камерного жанра, мастерство композитора достигло совершенства. Партитура ее по моцартовски прозрачна и романтически красочна.


Лит.: Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. М. : Советский композитор, 1974. — 329 с., портр., нот, ил.; Таурагис А. Бенджамин Бриттен (Очерк жизни и творчества). М. : Музыка, 1965. — 130 с., нот. ил.; Холст И. Бенджамин Бриттен. Пер. с англ. М. : Музыка, 1968. — 100 с., ил.; Carpenter H. Benjamin Britten: a Biography. L. : Faber, 1992.

О. А. Захарова

Фото: Wikipedia


Назад